Кузнецов Михаил

Кузнецов Михаил (1883 – 1962)
Кликните для увеличения

 

   Имя этого художника сегодня почти забыто, да и при его жизни не пользовалось большой известностью. Сейчас трудно судить, в силу каких причин этот интереснейший, самобытный мастер остался вне «обоймы», не только официальной, но и реальной, составлявшейся из людей талантливых и неординарных. Мы не знаем никого из ныне живущих, кто находился бы с ним в знакомстве; почти нет упоминаний о М. Кузнецове в печатных изданиях прежнего времени. Только каталоги выставок объединения «Бытие», в состав которого входил художник в двадцатые годы - да еще воспоминания искусствоведа Льва Меграбяна, так и не опубликованные.

   Стараниями Льва Григорьевича работы Михаила Кузнецова после смерти живописца были сохранены. Основную их часть Меграбян передал в Государственную картинную галерею Нукуса, директор которой, И.И. Савицкий, разыскивал и собирал повсюду произведения художников значительных, но недооцененных властями. В Москве же остались около семидесяти работ, выполненных в 1950-х - начале 1960-х годов. И все они сделаны в технике энкаустики, столь редкостной для современности.

   Увидев эти вещи после долгого перерыва, после их хранения в неподобающих и даже экстремальных условиях, Л.Меграбян так описывал свои впечатления: «масляная живопись пожухла, погасла, «усреднилась». А вот восковая - энкаустика - не понесла никаких потерь. Живая и яркая, как в те давние дни, когда я ее увидел впервые, она радовала глаз и очищала душу от скверны - добротой каждого замысла, каждого решения. Нежный, серебристый колорит с «перламутровым» проявлением цвета, с разнообразной фактурностью, используемой автором, как одно из выразительных средств, нисколько не утратился, смотрелся свежо и, как и раньше, необычно».

   Михаил Кузнецов - по преимуществу, портретист, хотя уцелело и несколько пейзажей, а также эскизов для театра. Его портреты сделаны основательно, «классично», и вместе с тем, они очень живы и выразительны, с замечательной психологической нюансировкой. Персонажи вроде бы всецело принадлежат своему времени, что подчеркивается деталями одежд, причесок, даже выражениями лиц, но одновременно - это люди как таковые, «потомки Адама и Евы», со всеми их слабостями и достоинствами...



 
Symbol
Художники