Николай Трошин (1897 – 1990),
Ольга Дейнеко (1897 – 1970)

Кликните для увеличения

 

   Николай Трошин родился в Туле. Его профессиональная учеба началась в Пензенском художественном училище, позднее преобразованном в отделение ВХУТЕМАСа. В 1918 двадцать пять произведений Трошина впервые экспонировались на Выставке картин, скульптуры и художественной индустрии в Рязани (среди участников были Бакшеев, Герасимов, Васнецов, Пастернак и другие мэтры). Ольга Дейнеко родилась на Черниговщине. С будущей женой Трошин познакомился в Моршанске: Николай и тогдашняя студентка петроградского училища имени барона Штиглица встретились там на каникулах. Ольга решила продолжить учебу в Москве, у Ильи Машкова; вскоре следом за ней в столичный ВХУТЕМАС отправился и Трошин. Правда, в 1920 из-за голода и пошатнувшегося здоровья он оставил учебу и перебрался в Рязань: преподавал в рабочей изостудии, оформлял местные спектакли. Ольга поначалу продолжала посещать занятия, но вскоре также покинула мастерскую Машкова: ее отца по работе командировали на Украину. Там она увлеклась народным художественным творчеством – зарисовывала одежду, узоры, вышивку.

   Через два года Ольга и Николай вновь встретились в Москве. Резкий поворот в творчестве Машкова, к тому времени вступившего в Ассоциацию художников революционной России, надолго оттолкнул его бывших студентов от живописи. Трошин стал делать плакаты для предприятия «Трансреклама», совместно с женой оформил серию детских книг – «Как хлопок ситцем стал», «Хлебзавод №3», «От каучука до галоши» и другие. Его привлекла фотография, он много писал для журнала «Советское фото», даже выпустил книгу «Основы композиции в фотографии» (1929). Ольга Дейнеко начала участвовать в выставках с 1932 года. В это время она работала в технике акварели над серией «Прачки», сюжетами из пионерской жизни и портретами. Принимала участие в оформлении ряда журналов. С этой же деятельностью был связан долгий период и в биографии Николая Трошина. В частности, с 1930 и до войны он оформил более 40 номеров журнала «СССР на стройке»; в 1937 издание было удостоено Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

   Работа сводила Трошина со многими замечательными людьми; одним из друзей семьи художника был Эль (Лазарь) Лисицкий. Впоследствии, уже в годы войны, Трошин всячески поддерживал создателя проунов. Когда всеми позабытый Лисицкий умер от туберкулеза, Николай Трошин оказался единственным, кто взялся за организацию похорон. Вдове Лисицкого он помогал вплоть до 1944 – тогда ее вместе с сыном выслали из Москвы. В 30-е Трошин был автором проектов и оформления художественных выставок «Пятилетку в четыре года», «Победы первой пятилетки», Отдела печати в советском павильоне парижской выставки, Рязанского зала на ВСХВ… Он участвовал в тематическом оформлении центральных площадей столицы: «Блюминг», «Метро», «МТС», «Волга-канал» и «Беломорканал». В 1936 состоялась первая персональная выставка Трошина. В 1937 вместе с Д. Моором и С. Сенькиным оформил Манежную площадь на тему «Изобилие». В 1940 работал для издательства «Искусство» над альбомом «Красная Армия».

   Во время войны Трошин делал оборонные плакаты; в 1942 принял участие в выставке «Московские художники в дни войны». Через год после ее окончания состоялась совместная экспозиция Трошина и Дейнеко, в ней были представлены акварели и рисунки обоих авторов. В 1946 прошла персональная выставка Ольги Дейнеко.

   Еще через год Трошин был приглашен для оформления советских выставок за границей: «Возрождение Донбасса», «32-я годовщина СССР» и других. Давний интерес к фотографии сказался вновь: художник получил патент на изобретение способа химической раскраски фотографий. Во второй половине 50-х Трошин оформил отделы выставок «Электроника и связь» на ВДНХ, «Москва социалистическая» в Музее истории и реконструкции Москвы, «Высшее образование в СССР» в Нью-Йорке…
   С 1960 Николай Трошин оставил работу над большими проектами и сосредоточился на станковой живописи. Ольга Дейнеко в конце жизни была художником-оформителем на ВДНХ.

 
Symbol