«Эмиграция художника»

Кликните для увеличения

 

Совместный проект галерей «Ковчег» и
ROZA AZORA (Москва, Никитский бульвар, 14)

   Эмиграция – не только «выселение из родной страны навсегда, с прекращением всех к ней отношений», как трактует это понятие словарь Брокгауза и Ефрона. Да и какое могло быть «выселение» в глухие сороковые-пятидесятые, предоттепельные годы прошлого столетия! Однако для российского художника тех лет, помимо географического перемещения, по части эмиграции существовал некоторый выбор. Например, можно было создавать собственный мир, не допуская в него соглядатаев. Или, вспомнив свою неблагонадежную биографию, оставаться в профессии, пытаясь «вычесть» из своего творчества собственную индивидуальность. Такой путь оказался ближе художнику Борису Булгакову.

   …В августе 1916 года двадцатитрехлетний Борис Петрович Булгаков ушел вольноопределяющимся – добровольцем – на фронт. В боях он проявил себя как безупречный офицер и храбрый воин, за участие в военных действиях был награжден несколькими орденами, вместе с которыми получил личное дворянство, а затем – двумя Георгиевскими крестами (ими офицеры награждались лишь за исключительное мужество, проявленное в боях). Он родился в Киеве в 1893-м. Его отец Петр Сергеевич был штурманом каботажного плавания, мать – Анастасия Викторовна, урожденная Григорович. В семье было также две дочери: Елизавета и Антонина. 24 августа 1902 года Боря Булгаков был зачислен в 1 класс Третьей Киевской гимназии, полный курс которой окончил 6 июля 1913 года. Через месяц Борис поступил в Киевский Императорский Университет Св. Владимира: сначала на медицинский факультет, где проучился около года, а позднее – на историко-филологический. К этому времени относятся его первые изобразительные опыты.

   31 января 1921 года Булгаков был зачислен на графический факультет Вторых Московских свободных художественных мастерских, позже переименованных во ВХУТЕМАС. Однокурсник Дейнеки и Гончарова, он закончил учебу в 1926 году. Примерно в это же время Булгаков начал участвовать в выставках, в том числе и зарубежных. Успешным было участие художника в выставке в Чикаго (1933): ряд его произведений тогда приобрели европейские музеи. Однако вскоре индивидуальный творческий почерк Бориса Булгакова – как, впрочем, и произведения многих его сверстников – был признан формализмом. Художник сделал несколько попыток приспособиться к требованиям воцарявшегося соцреализма. Однако творческого подъема это в нем не вызвало, и постепенно Булгаков сосредоточился на оформительской работе в Детгизе: энциклопедическая изобразительная скрупулезность как бегство от обвинений в формализме и прочих «грехах» – скорбная, но закономерная примета российского искусства середины ХХ столетия. Обстоятельства биографии Булгакова определили зависимость его творческих поисков в более поздние годы от ужесточившихся требований времени. Много лет подряд Борис Булгаков неизменно избирался председателем Московского горкома художников-графиков. Он умер в Москве в 1964 году.

 
Symbol