«Сто лет с огоньком»

«Сто лет с огоньком»

Кликните для увеличения

 

Курение и курильщики в изобразительном искусстве
ХХ века.

   От поддержки этой выставки в испуге отказались сразу несколько аккредитованных в Москве табачных компаний. Между тем, экспозиция «Сто лет с огоньком» вовсе не призвана выражать кураторское отношение к проблемам табакокурения. Речь не идет ни о «вдохновении легкости», ни о предупреждениях Минздрава. Наша задача была ограничена рамками художественности и искусствознания, но фигура курильщика не случайно выдвинута на авансцену. Человек с сигаретой, трубкой или даже кальяном – одна из явных примет искусства ХХ века. Пусть несколько легковесная, но закономерная.

   Вредная привычка, перенятая у американских индейцев, прижилась в Европе давным-давно, да и изображения персонажей с курительными трубками появились в живописи и графике больше столетия назад. Однако в ушедшем веке из-за стремления многих художников искать сюжеты в окружающей действительности, из-за их желания острее характеризовать своих персонажей, наконец, из-за ускоренного развития рекламы и промышленного дизайна (выразительность папиросных пачек, спичечных этикеток и т.п. не могла оставить равнодушными станковистов), «табачная» тема постепенно обжилась в искусстве и стала традиционной. Впрочем, специального к себе внимания она никогда не привлекала по причине «заниженности» пафоса и бытовой естественности.

   Российское искусство не стало исключением. Отечественные «курильщики», будучи изъяты из общего массива художественных произведений и расставлены по хронологии, могли бы служить превосходными гидами. В первую очередь – по истории искусства, поскольку для автора выбор предмета изображения (особенно такого, не предусмотренного социальным заказом) часто мотивируется именно творческими обстоятельствами. Утонченность модерна, брутальность неопримитивизма, психологическая выверенность реализма (не обязательно социалистического), обширный набор качеств искусства второй половины века, от плакатной декоративности до натуралистической иллюзорности – все это моментально проявилось бы в ретроспекции такого рода, будь она непредвзятой.

   Выставка в «Ковчеге» – предвзята. Это не безучастная регистрация всех существовавших направлений, стилей и манер. Сквозь призму выбранной темы хотелось увидеть и представить зрителю те особенности художественного языка завершившегося столетия, которые нам близки и наиболее интересны. Поэтому «в кадре» отсутствуют произведения многих течений. На выставке «Сто лет с огоньком» мы показали то, что считали эстетически значимым и принадлежащим именно изобразительному искусству, а не «визуальной культуре» вообще.

Для выставки произведения предоставили:
Российская государственная библиотека,
Государственный литературный музей,
Государственный музей В. В. Маяковского,
Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина,
Музей-квартира Андрея Белого,
Вологодская областная картинная галерея,
Ярославский художественный музей,
Галерея «М’АРС».

 
Symbol