Михаил Кузнецов

Михаил Кузнецов (1883 – 1962)

Кликните для увеличения

 

Цикл выставок "Незабытые имена". Энкаустика.

    ...О художнике сегодня известно немного. Он родился в 1883, в двадцатые годы участвовал в объединении «Бытие», созданном выпускниками ВХУТЕМАСа, которые стремились наполнить новым содержанием опыт предреволюционного «Бубнового валета». В 1938 году вступил в Союз художников. Михаил Кузнецов всегда испытывал интерес к жанру портрета – в каталоге последней выставки «Бытия» (1929 г.) воспроизведена работа «Две девушки и петрушка». Печать в пожелтевшем от времени каталоге плохая, черно-белая, но, похоже, что композиция эта сделана уже в притягательной для художника технике энкаустики – живописной технике, основанной на применении воска в качестве связующего вещества.

   Иногда живопись в этой технике называют «вечной», в ней делались знаменитые «фаюмские портреты». Секреты древней технологии М. Кузнецов познавал самостоятельно. Как писал московский искусствовед и собиратель Лев Меграбян (1928-1993), сохранивший работы после смерти автора и увидевший их вновь после десятилетнего перерыва, «масляная живопись пожухла, погасла, «усреднилась». А вот восковая – энкаустика – не понесла никаких потерь. Живая и яркая, как в те давние дни, когда я ее увидел впервые, она радовала глаз и очищала душу от скверны – добротой каждого замысла, каждого решения. Нежный, серебристый колорит с «перламутровым» проявлением цвета, с разнообразной фактурностью, используемой автором, как одно из выразительных средств, нисколько не утратился, смотрелся свежо и, как и раньше, необычно».

   Большое количество графических и живописных произведений М. Кузне-цова взял в свой музей И.В. Савицкий, первый директор Государственной картинной галереи Нукуса, столицы Каракалпакии, где собралась уникальная коллекция искусства ХХ века. Стараниями Льва Меграбяна в Москве осталось около семидесяти превосходных вещей – не только портретов, но и пейзажей, а также работ для театра, созданных Михаилом Кузнецовым в последние годы жизни. Почти все они предлагались вниманию зрителей в «Ковчеге» на первой большой персональной выставке замечательного художника.

 
Symbol