«Альбомы нынче стали редки…»

«Альбомы нынче стали редки…»

Кликните для увеличения

 

Выставка открыта в залах Государственного музея А. С. Пушкина по адресу: ул. Пречистенка, 12/2 (вход с Хрущевского переулка)

Кураторы: Лидия Карнаухова, Сергей Сафонов,
Игорь Чувилин, Анна Романова

   Выставка, озаглавленная поэтической строкой М.Волошина, посвящена эволюции альбомного жанра с конца XVIII и до начала нынешнего столетия. Традиция рукописных альбомов пришла в Россию из Западной Европы. Первоначально их составлением занимались преимущественно мужчины. С 1790-х годов альбом стал непременным спутником юных барышень и важным элементом домашней, семейной культуры. В начале XIX века в моду вошли небольшие альбомы в сафьяновых или кожаных переплетах, с золотым обрезом страниц, изящно украшенные. Эпоха сентиментализма повлияла на содержание альбомов. Их страницы заполнялись символическими образами, характерными для элегической поэзии: амурами, цветами, пылающими сердцами, пейзажами, освещенными луной, руинами, урнами, надгробиями…Между страницами вкладывали засушенные цветы и листья. Они как пушкинский «цветок, засохший, безуханный» были связаны для владельца с дорогими воспоминаниями. Альбомы нельзя отделить от быта, от домашнего уклада дворянских семей. Они были не только рождены дворянской культурой, но и являлись ее зеркалом. Часто альбомные страницы хранят изображения господского дома, интерьеров кабинета и уютной гостиной, портреты самих владельцев, домочадцев, близких друзей.

   По мере приближения к ХХ столетию прежняя светская забава все чаще становилась особой, сознательно избранной формой художественного высказывания профессиональных авторов. Нередко – хотя бы в силу своего мобильного формата – альбом оказывался одним из инструментов фиксации быстро меняющихся визуальных впечатлений. Протяженные творческие поездки требовали адекватной формы графического или живописного отражения. Будущий профессиональный художник мог доверить альбому свои первые рисовальные опыты. Случалось, обращение к жанру альбома было мотивировано попаданием автора в некие особые, замкнутые условия существования (казарма, окопы, даже тюрьма). Учитывая особенности российской истории завершившегося столетия, связанные с массовыми перемещениями, причем далеко не всегда добровольными, жанр «мобильного рисования» можно считать адекватной формой отражения бытования наших сограждан в минувшем веке. Особая тема – альбомы художников-живописцев. Как правило, их авторы не стремятся обнародовать собственную творческую кухню. Однако долгая работа с архивами самых несхожих художников выявила закономерность: отправляясь в творческую поездку, редкий живописец обходится без альбома, где можно не только сделать путевые зарисовки, но и словами записать цвет увиденного – для последующей работы в мастерской. Привычка рисовать постоянно, реагировать на окружающее таким сугубо профессиональным способом, превращает многие рабочие альбомы художников в непрерывные нити повествования о буднях, дающие зрителю ощущения трех аспектов времени: его протяженности, его авторского проживания и уникальности эпохи.

   Кроме того, с началом ХХ века новаторские открытия авангардных поэтов и художников привели к появлению совершенно новых форм искусства, сочетавших в себе радикальный художественный язык и традиционные бумажные медиа. Произведения современного искусства визуализируют время и пространство; актуальность не требует от художников пуританской верности новейшим медиа. Как выясняется, рассказать о современности с равным успехом может и рэди-мейд, и «жанр альбома».

   Выставка подготовлена при участии:

Российского государственного архива литературы и искусства,
Государственного литературного музея,
Государственного музея В. В. Маяковского,
Музея Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал»,
«Галеев-Галереи»,
XL Галереи,
а также коллекционеров и художников.

   
 
Symbol