«Художники журнала «Рост»

«Художники журнала «Рост»

Кликните для увеличения

 


   Журнал «Рост» издавался в Москве с 1930 по 1934 год. Поначалу на его обложках, выполненных, как правило, в технике фотографического коллажа, рядом с названием красовалась и аббревиатура: РАПП. Как писал в 1931 году ответственный секретарь РАППа Леопольд Авербах, «Наш массовый орган «Рост» должен явиться новым типом рапповского журнала. Его задачи – популяризировать и бороться за рапповские установки в запросах культурной революции, знакомить широчайшие круги пролетарских писателей с пролетарской литературой, выдвигать и воспитывать новые кадры».

   Возникшая в середине 1920-х и ликвидированная в апреле 1932 года Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) вошла в историю как идеологически целеустремленное объединение, которое стремилось «помочь пролетариату завоевать руководящую роль на фронте культурного и литературного строительства». Однако довольно скоро его участники удостоились обвинений в «групповщине, элементах сектантства и обособления, преувеличенном представлении о своей роли» и даже в «подмене линии партии в литературе понятием «генеральной линии РАПП». Впрочем, организаторы выставки не ставят целью разобраться в хитросплетениях литературной и политической жизни первой половины 1930-х – да и сделать это походя, в рамках выставочного проекта, невозможно. Достаточно вспомнить, что литератор Владимир Киршон (автор ставшего широко известным уже в наши дни стихотворения «Я спросил у ясеня…»), принимавший активное участие в работе редакции «Роста» в должности ответственного редактора, некогда приложивший руку к гонениям на Михаила Булгакова, сам оказался обвинен в троцкизме и расстрелян в 1938-м. «Мы пытались в нашем журнале, - писал Киршон о работе в «Росте», - все время объединять материал для рабочего читателя, давать ему литературные подборки, освещать вопросы радио, кино, знакомить с драматическими произведениями. Надо отметить, что мы нашли формы работы, которые в нашем журнале впервые применяются, например: кино-митинг, радио-митинг, перекличка шефов с подшефными, смотр работы Осоавиахима… «Рост» должен в максимально популярной форме знакомить этого культурного рабочего читателя с вопросами литературы, искусства, должен ставить культурно-бытовые вопросы».

   В «Росте», помимо «творчества писательского молодняка» (так называлась одна из журнальных подборок), в разные годы публиковались Юрий Либединский, Александр Фадеев, Илья Ильф и Евгений Петров, Андрей Платонов, Демьян Бедный, Александр Афиногенов, Максим Горький, Вениамин Каверин, Мариэтта Шагинян, Борис Шергин, Алексей Новиков-Прибой и многие другие авторы. Не менее представительным был изобразительный ряд: несмотря на лаконичное присутствие цвета только на его обложке, «Рост» был обширно иллюстрированным журналом. Десятки художников трудились для этого издания, делая полосные и полуполосные иллюстрации, врезки в текст, а также отрисовывая заголовки. В числе постоянных иллюстраторов «Роста» - Юрий Пименов, Петр Караченцов, Николай Гатилов, Николай Когоут, Наум Цейтлин, Владимир Козлинский, Александр Житомирский… Уникальность впервые экспонируемой частной коллекции (ее держатель предпочел остаться неизвестным широкому зрителю) – в полноте графической подборки, составленной из рисунков, выполненных этими и другими авторами для журнала «Рост» в 1930 – 1934 годах.

 

 

   
 
Symbol