«Внутри. Наталья Ситникова»

«Внутри. Наталья Ситникова»

Кликните для увеличения

 

Галерея ЗДЕСЬ на Таганке (Москва, ул. Таганская, 31/22) - новый совместный проект Объединения "Выставочные залы Москвы" и кураторов галереи "Ковчег"

   Выставка Натальи Ситниковой – логичное продолжение многолетней практики обращения кураторов галереи к языку абстрактной живописи. Наряду с другими направлениями станкового творчества, абстракция не раз становилась предметом изучения на выставках. Кроме того, история взаимоотношений галереи с художником Натальей Ситниковой эволюционно доросла до представления персональной экспозиции автора.

   Естественным – для активно работающего художника – образом выставка при этом не выстроилась в хронологическую ретроспективу, а стала очередным авторским высказыванием на четко очерченную тему. Тут надо отметить, что Ситникова – художник, выбравший в абстрактной живописи путь продуманный, а не случайно-произвольный, и прочувствованный – но не спонтанно-автоматический. Это путь эмоциональной наполненности; если уж перечислять противоположности, то – в противовес холодно-концептуальному ответвлению абстрактного искусства. Названия представленных серий ее работ – «Гео», «Горизонт», «Зоо» и «Торсы» — лишь внешне обрисовывают очертания затронутой темы. Понятие «биоморфность» здесь расширяется или, точнее, углубляется до некой всеобщей, лежащей в основе всего существующего жизненной структуры. Земля рассматривается одновременно в понятии планетарном и конкретно-осязательном, тактильном. Горизонт – не в его конкретном визуальном «внешнем» прочтении, а скорее, в смысле почти физиологического ощущения пейзажа, его структуры и его энергии. А человек в прочтении автора – это тело, пронизанное такими же силовыми линиями и пульсациями, как и земля с большой и маленькой букв.

   Работы Натальи Ситниковой и ранее отличало внимание к цветовым и тактильным впечатлениям, а в представленных сериях зрителю уже настойчиво предлагается переходить от зрения, видения к ощущениям. По словам самого автора, она добивалась эффекта «снятия кожи», ее волновало «сверхтактильное ощущение, проникновение на уровень структуры». Серии «Гео» и «Горизонт» оказываются едва ли не самыми экспрессивными в творчестве автора. Напряжение этих работ действительно выходит за рамки зрительных впечатлений, а живописная поверхность провоцирует прикосновение; остается решить вопрос, способный поколебать незыблемые музейные правила: позволять ли зрителю трогать работы руками?

Игорь Чувилин

 
Symbol