«А еще в очках!»

Художественно-офтальмологический выставочный проект
«А еще в очках!»

Кликните для увеличения

 



Государственный музей А. С. Пушкина

Из статуса искусствоведа Галины Ельшевской в Фейсбуке 18 мая 2014:
День рождения Брейгеля-главного, фрагмент из лондонского «Поклонения волхвов», но это, понятно, не волхвы, а зеваки, свидетели (волхв сюда попал один, чернокожий). Показывать Брейгеля целиком здесь невозможно – без «зума» детали пропадают, а фрагмент зато с очкариком, мимо которого мне, тоже очкарику, не пройти, к тому же в живописи того времени он очень редкий герой, не более пяти их и помню.
Из комментариев:

Mikhail Kuzmin:
С удовольствием схожу на большую выставку «Очкарики в живописи», если таковая где-то откроется.
Галина Ельшевская:
Не откроется. Не собрать по разным коллекциям.

   Редкий случай, когда ответ на вопрос «Как родилась идея этой выставки?» не только возможен, но и позволяет назвать точную дату такого рождения. Очередной межмузейный выставочный проект, затеянный кураторами галереи «Ковчег», продолжает многолетнюю серию экспозиций, посвященных «обинякам» – сюжетам, неизменно, хотя бы и на вторых ролях, присутствующим в изобразительном искусстве на протяжении прежних веков, а также полутора первых десятилетий ХХI столетия. Ранее в этом ряду были показаны «Догоним и перегоним, или По сравнению с тринадцатым годом» (2015), «Все в сад!» (2014), «Сладкая жизнь» (2013), «Страховой случай» (2012), «Аллеи культуры, лужайки отдыха» (2007) и многие другие выставки – про курильщиков, про газеты, про отдых у воды, про еду и хождение строем… В этот раз решено окунуться в бездны офтальмологии: глаза, как известно, это же и есть зеркало души. «Движения век, а в особенности быстрое и разнообразное изменение в разрезах их, имеют большое значение в игре физиономии, – сообщает изданное в 1894 году пособие «Наше зрение». – Весьма часто любезный или сердитый вид какой-нибудь особы, с которою нам приходится беседовать, происходит единственно благодаря этой игре век».

   Очки рано или поздно оказываются инструментом коррекции визуального образа упомянутого зеркала. «Под общим именем очков подразумеваются вспомогательныя стекла всевозможнаго вида и формы: следовательно, сюда же относятся и различныя ручныя стекла, так называемые монокли, пенснэ, лорнеты, бинокли и пр.», – сообщает то же пособие. Узнаваемые лица отечественной истории и культуры, будь то Грибоедов, Чехов, Циолковский или актер Александр Демьяненко, не были бы столь узнаваемы без соответствующей оптики. Многие жанровые изображения – будь в центре их внимания рукоделие, медицина, мода или политика – часто непредставимы без акцента в образах персонажей на, по определению Толкового словаря Ожегова, «оптический прибор из двух линз, а также защищающих глаза стекол, прозрачных пластин, вмонтированных в полумаску».

   Вообще, погружение в тему очков сулит много неизведанного. «Очки снятся к переменам», – многозначительно сообщает сонник. Авторы выставки старались остаться в рамках художественного освоения темы и проследить на материале двух с лишним столетий, так сказать, эволюцию образа очкарика на фоне разнообразных вех в жизни страны – будь то революция, война, освоение целины или события самого недавнего времени. В проекте представлены различные изображения (живопись, графика, скульптура, фотография), объекты и артефакты – начиная с карикатур на французскую моду 1790-х годов и трубки-одноглядки начала XIX столетия до произведений современных авторов, созданных в начале XXI века.

Проект реализован Государственным музеем А. С. Пушкина и галереей «Ковчег»
при участии
Государственного литературного музея,
Государственного музея В. В. Маяковского,
Музея Международного историко-просветительского, благотворительного и правозащитного общества «Мемориал»,
Картинной галереи г. Красноармейска Московской области,
Химкинской картинной галереи имени С. Н. Горшина,
Фонда Александра Васильева,
Кировской клинической офтальмологической больницы,
а также коллекционеров и художников

 
Symbol