«Егор Плотников. Пять километров вдоль океана»

«Егор Плотников.
Пять километров вдоль океана»

Кликните для увеличения

 


   Лейтмотивом новой выставки Егора Плотникова стал образ страны, самой западной в континентальной Евразии. Расположенная на юго-западе Пиренейского полуострова и омываемая Атлантическим океаном, Португалия – не самое привычное место для российских путешественников; тем ценнее свидетельство очевидца. Вот что рассказывает сам художник. «Однажды, путешествуя по Португалии, мы с женой посетили удивительное место: мыс Кабо Эспишел (Cabo Espichel) – величественный скальный массив с бушующим у его подножия океаном. Маяк и место древнего паломничества португальцев для поклонения деве Марии, явившейся здесь, по преданию, из воды на ослике. В этом, довольно безлюдном, месте сохранился замечательный и почти опустевший сейчас храмовый комплекс. Отвесные каменные склоны мыса, обрушивающиеся в океан, поражают воображение. Прекрасный и величественный пейзаж…

   Но ничего этого нет в моих работах. На протяжении всей нашей прогулки у меня возникало странное желание: оглядываться назад, чтобы увидеть то, что осталось за спиной, за границами нашего интереса путешественников. И этот скупой, аскетичный пейзаж заворожил меня и не выходил из головы. Я рассказал об этом жене, и она вспомнила, что кто-то из художников говорил: «Если нашел мотив для изображения, оглянись назад. Возможно, то, что ты ищешь, находится у тебя за спиной». Я смотрел на океан, но оглядывался снова и снова. Так возникла тема «оставшегося за спиной» пейзажа, которому посвящена эта серия».

   Изображения, вошедшие в выставку, можно было бы назвать «минималистичными» – привычное определение пустынного пейзажа, в котором ничего, вроде бы, не происходит. И в смысле ситуации, и композиционно – тут главенствует горизонталь, а деталей довольно мало: небо, песок, трава, камни. А еще есть такое определение: «схвачено». И оно тоже применимо к этим пейзажным сериям. Но «схваченность» - не только в верной передаче природного состояния, а и в смысле остановки, фиксирования временного отрезка. Поскольку ветер – ясно показывает нам Егор – дует, а горизонталь берега явно продолжается влево и вправо за пределы холста, возникает ощущение не остановки даже, не математической точки на векторе времени, а запечатленного куска, у которого есть некая длительность, в котором ветер продолжает дуть, солнце – светить, а океан – шуметь где-то поблизости. Оказывается, что в этих минималистичных пейзажах все-таки что-то происходит. Вопреки статичной природе живописи оно там есть, как могло бы быть на коротких видео формата gif или в волшебных фотографиях из книг о Гарри Поттере. Это «оставшееся за спиной» время и было, кажется, самым важным для Егора Плотникова в процессе работы над представленными сериями.

   В экспозицию включены живопись и скульптурные объекты из серий «Девять пейзажей без названия», «5 км вдоль океана» и «Шесть фрагментов португальского пейзажа», а также «Дюна и облако», «Камни на берегу» и другие произведения.

   
 
Symbol