«Лена, Таня, Анюта. Рисунки Сарры Лебедевой»

«Лена, Таня, Анюта.
Рисунки Сарры Лебедевой»

Кликните для увеличения

 


   Сарра Лебедева (1892–1967) широко известна, в первую очередь, как скульптор. Она автор контррельефа на могиле Бориса Пастернака в подмосковном Переделкине, скульптурных портретов Надежды Удальцовой, Ираклия Андроникова, Владимира Татлина, Соломона Михоэлса, а также «Девочки с бабочкой» в постоянной экспозиции искусства ХХ века в Третьяковке. И других многочисленных произведений, выполненных в бронзе, фаянсе, гипсе или листовом железе.

   Сарра Дмитриевна родилась в 1892 в обеспеченной интеллигентной семье Дармолатовых в Петербурге. Она рано проявила интерес к искусству и уже в 1906 начала посещать классы Школы поощрения художеств. С 1910 занималась живописью и рисунком в школе М. Берштейна, заглядывая по воскресным дням в мастерскую Л. Шервуда ради занятий скульптурой. Постепенно увлечение скульптурой стало главным, не последнюю роль в этом сыграл интерес к виденным на тогдашних выставках произведениям Родена и Майоля. Не избежала Сарра и влияния художника Владимира Лебедева, чьей женой она стала в 1915-м. Вскоре последовало участие Сарры Лебедевой в выставках – от «Мира искусства» (1918) до больших международных показов отечественного искусства в Нью-Йорке, Венеции и Париже, а также ее участие в Окнах РОСТА, преподавательская работа в петроградском училище Штиглица (1918–1920), создание театральных декораций, работа в фарфоре…

   Темой нынешней ковчеговской выставки стало графическое наследие мэтра отечественного искусства ХХ столетия. Моделями для ее повседневного рисования становились не герои советской эпохи, вроде Чкалова или Дзержинского, но люди, окружавшие в повседневной – в том числе, профессиональной – жизни: натурщица Лена, работница Таня и её сестра Анюта… Сохранившиеся в московском частном собрании, эти рисунки по-новому открывают нам известного мастера советской скульптуры.

   
 
Symbol