«Крепость»


«Крепость»

Кликните для увеличения

 

   Даже не стоит перечислять конкретные примеры из истории изобразительного искусства, так или иначе затрагивающие тему винопития и вообще алкоголя. Все знают: их множество. Сотни жанровых сцен, портретов, натюрмортов так или иначе осваивают эту чрезвычайно плодотворную для визуального осмысления тему. Сколько бы ни сокрушались чиновники от образования, инспектирующие художественные школы – бутылки и рюмки, кружки и кувшины никогда не исчезнут из учебных постановок. Вся эта «околоалкогольная фактура» в силу своей геометрической ясности и выразительности неизбежно присутствует у истоков формирования любого профессионального художника. Сколько ни изменяй в раже антиалкогольной кампании строку написанного Мариной Цветаевой еще в 1916-м стихотворения: «Вот опять окно, /Где опять не спят. / Может – пьют вино, /Может – так сидят» на «Может – ждут кого» - истинный авторский текст обязательно прорвется к читателю и слушателю.

   Продолжая многолетнюю серию выставок, посвященных «обинякам» - сюжетам, неизбывно присутствовавшим в искусстве на протяжении многих десятилетий, в этот раз галерея «Ковчег» перестает имитировать борьбу за трезвость в отношении произведений, так или иначе связанных с наличием алкогольного градуса. В разные годы мы рассказывали об очкариках и курильщиках, отдыхе на пляже и хождении строем, теме труда и самых непредвиденных страховых случаях. Теперь в поле кураторского внимания оказалось вино, а также пиво, водка, коньяк... Жанровые ситуации, увиденные художниками на улицах и в кафе, в ситуации обеденного перерыва или свадебного застолья соседствуют в экспозиции с подобающими случаю натюрмортами.

   «Водку обычно пьют, не испытывая при этом какого-либо удовольствия, - самоуверенно обобщает автор книги «Коктейли, пунши, вина и другие напитки в домашних условиях», вышедшей в 1968 в издательстве «Урожай» тиражом 250 000 экземпляров и быстро ставшей библиографической редкостью. – Скорее, наоборот, как напиток водка вызываетнеприятное вкусовое ощущение. Поэтому ее стремятся «закусить» (колбасой, огурцом и т.д. или «запить» пивом или фруктовой газированной водой)». Можно сказать, давнее издание подсказывает кураторам нынешней выставки сюжеты. И продолжает, для своего времени революционно: «Хорошее вино таит в себе гамму вкусовых ощущений. Оно доставляет человеку удовольствие».

   Как обычно, мы постараемся соединить самый разноплановый материал: от давних произведений из частных коллекций до работ из мастерских современных художников. Одной из кульминаций очередной ковчеговской экспозиции станут подготовительные холсты выпускника ВХУТЕИНа Антона Чиркова к картине «Разгром винокуренного завода в Пензе», написанной в 1927-1932 г.г. и первоначально названной автором «1917 год». Чуть запоздало отметим столетие сюжета.

   
 
Symbol