«Далеко от Москвы»

«Далеко от Москвы»

Кликните для увеличения

 

   Жанр провинциального лирического пейзажа в отечественном искусстве недавнего времени отчасти скомпрометирован так называемым официальным прочтением темы. Россия, «которую мы потеряли», десятилетиями представала на официозных выставках в виде чернильного цвета сараев на залитой солнцем желто-зеленой траве, с маячащей вдалеке колокольней и одухотворенными пейзанами, вооруженными граблями, удочками и велосипедами. К такого рода искусству восходит и название выставки. Роман советского писателя Василия Ажаева «Далеко от Москвы» о трудовых подвигах советских людей, построивших нефтепровод в глухой тайге, был издан в 1946-м и через год удостоился не только Сталинской премии, но экранизации и даже оперы, поставленной в 1954 году на музыку композитора Дзержинского.

   Между тем нетрудно предположить, что хотя бы по аналогии с европейским искусством ХХ столетия, давшим миру высокие образцы пейзажной и жанровой живописи, в российской художественной культуре живописная и графическая пейзажная лирика имеет не меньшее право на существование. Общеизвестно: важно не только то, о чем повествует художник, но и то, какими средствами ведется повествование. Данная экспозиция - отчасти реабилитация жанра. Для участия в ней мы пригласили авторов, не всегда хрестоматийно известных, но давно и по праву уважаемых в профессиональном сообществе, представленных во многих музеях и не раз участвовавших в прежних проектах «Ковчега».

   Начать список следует с Екатерины Григорьевой. Она давно представлена в постоянной экспозиции Третьяковки и множества других собраний по разряду шестидесятников. По саркастическому определению писательницы Людмилы Петрушевской, искусствоведы Григорьеву «не то что проморгали или прохлопали, ее знают. Допускают существование данного живописца». Два следующих участника - братьяВалерий и Александр Бабины. Оба родились на Урале, в городе Березовский Свердловской области. И хотя оба не новички на московской арт-сцене, образ российской провинции все же доминирует в их творчестве. «От пейзажей с несколько интерьерным характером пространства перешел к собственно интерьерам, а в последнее время много работаю над натюрмортами», - так характеризует собственное творчество еще один автор, живописец и график Сергей Медведев. В схожих жанрах работают предпочитающий пастель Сергей Жаворонков и Владимир Кортович, который был представлен в экспозиции серией акварелей.

 
Symbol