«В Гурзуфе я хожу в индийских джинсах…»

«В Гурзуфе я хожу в индийских джинсах...»

Кликните для увеличения

 

   Название выставки «Ковчег» позаимствовал у художника Александра Максимова, который в 1979 году так надписал одну из своих акварелей. В отличие от проекта «На солнечном пляже в июне...» (2003), нынешняя экспозиция рассказывает не об отдыхе, а именно о работе у моря: ее составили произведения 1950-90-х годов, выполненные исключительно в Гурзуфе. Поездки в это легендарное место еще недавно были непременной составляющей творческой жизни очень многих художников разных поколений, понимающих занятия живописью и графикой как непременное обращение к пленеру.

   ...Заселение Гурзуфской долины началось с давних времен: во время археологических раскопок на скале Дженевез-Кая обнаружен культурный слой с фрагментами керамики периода раннего энеолита (III тысячелетие до н. э.), а в 1981 году при строительстве газопровода у перевала Гурзуфское седло были найдены бронзовые вещи античного происхождения. Наиболее распространенная версия возникновения названия этого места исходит от латинского слова «урзус» - медведь; когда-то на мысе Ай-Тодор находилась римская крепость Харакс, откуда хорошо видна Медведь-гора (Аю-Даг). К тому же, в давнем трактате «О постройках» эта крепость называется Горзувиты. В 1472 году Гурзуф посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, возвращавшийся из длительного путешествия в Индию. Почти триста лет, с 1475 по 1774 год, Гурзуф, как и весь Южный берег Крыма, входил в состав владений турецких султанов. После присоединения Крыма к России земли в районе Гурзуфа были пожалованы герцогу Арману Эммануэлю де Ришелье, одному из основателей Одессы, бывшему тогда генерал-губернатором Новороссийского края.

   В конце XIX века здесь возник модный курорт, а после революции - детский лагерь «Артек» и военный санаторий. В 1910-м на набережной, где раньше была харчевня, Константин Коровин построил двухэтажную виллу (в тот год работа над декорациями к балету по роману Флобера в Большом театре настолько увлекла художника, что свою гурзуфскую дачу он также назвал «Саламбо»). Впоследствии дача-мастерская стала одним из корпусов Дома творчества художников, знаменитого «Коровника». Там, собственно, и создавалось большинство представленных на выставке произведений.

   На выставке были представлены произведения Александра Максимова, Владимира Телепнева, Михаила Рудакова, Руальда Дмитриева, Ольги Акулиной, Юрия Бурджеляна, Нины Котел, Александра Ливанова, Ирины Лотовой, Натальи Нестеровой, Виктора Разгулина, Ольги Рудаковой, Виктора Русанова, Владимира Сальникова, Ирины Старженецкой, Инны Энтиной.


 
Symbol