Александр Наумов (1898 – 1928), Лидия Наумова (1902 – 1986)

Кликните для увеличения

 

Цикл выставок "Незабытые имена".

   Художественное образование Александр Наумов начал получать в 1911 году, когда он поступил в Строгановское художественно-промышленное училище, в 1916-м окончил пять его классов со званием «ученого рисовальщика». Но Наумов решил продолжать учебу в Строгановке по декоративному делу. В 1922-м, вскоре после окончания учебы, Наумов начал самостоятельную работу: декоратором в рабочем театре имени Сафонова. В его оформлении вышли спектакли: «Золотой Петушок», «Жорж Данден», «Мещанин во дворянстве», «Король-мужик», «Гроза». Но уже через год художник перешел на работу в Большой театр - помощником Федора Федоровского он принимал участие в постановках «Фауста» и «Лоэнгрина». Последней большой театрально-декорационной работой Наумова стала «Антигона» в Камерном театре (1926). Примерно тогда же Наумов стал заниматься киноплакатом и вошел в число ведущих мастеров этого жанра. Занимался Наумов и оформлением книг: им было сделано несколько обложек для издательства ЗИФ («Земля и фабрика»). Пока Наумов становился заметным плакатистом, работал оформителем и художником-постановщиком, жена-студентка продолжала учебу и подрабатывала вышивкой: в первой половине 1920-х она училась на текстильном и театральном факультетах ВХУТЕМАСа.

   В 1924 году Лидия Наумова начала заниматься у Весниных, Федоровского и Федотова на театральном факультете и вскоре получила диплом художника-постановщика. В 1925 году у Наумовых родился сын. Александр Наумов успел закончить работу по художественному оформлению выставки коммунистической прессы на VI Конгрессе Коминтерна и по декорированию фасада и зала заседаний Дома Союзов. 5 августа 1928 года Наумов трагически погиб: в Анапе он утонул во время купания. Внезапная гибель горячо любимого мужа в корне изменила жизнь Лидии Ивановны; следующим испытанием для нее стала скорая смерть их малолетнего сына. Чтобы найти силы жить дальше, она постаралась с головой окунуться в работу: много занималась оформлением выставочных экспозиций, а в 1938-м на выставке женщин-художников впервые экспонировались ее станковые произведения. Особая строка в биографии Наумовой - ее творческое сотрудничество с Сергеем Эйзенштейном. Работа над фильмом «Иван Грозный» началась еще до войны. Но оказавшись в Алма-Ате, знаменитый режиссер был вынужден многое начинать заново - в том числе, формировать свою творческую группу. Разработкой костюмов и бутафории для фильма занимался профессор ленинградской Академии художеств Всеволод Воинов, а Наумовой поначалу предлагалось исполнять только завершающую деталировку его исторически документальных эскизов.

   После смерти Воинова в 1943 году ответственность за костюмы к «Ивану Грозному» полностью легла на Лидию Наумову; сохранились многие ее черно-белые эскизы, красным карандашом размашисто подписанные Эйзенштейном. Впоследствии она оформляла театральные спектакли, работала на съемочных площадках вместе с Леонидом Гайдаем, Михаилом Калатозовым и другими режиссерами. При ее участии созданы фильмы «Идиот», «Летят журавли», «Девчата», «Деловые люди», фильм-опера «Борис Годунов» и многие другие. Впрочем, выставка в «Ковчеге» была посвящена, в первую очередь, периоду 1920-1930-х годов.


 
Symbol