XXVIII Российский Антикварный салон

«После ВХУТЕМАСа»

Кликните для увеличения

 

Москва. ЦДХ. XXVIII Российский Антикварный салон.

   Высшие художественно-технические мастерские открылись в 1920 году, впоследствии были переименованы во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) и закрыты в 1930-м. А. Лабас, П. Митурич, А. Древин и К. Истомин – представители преподавательского состава ВХУТЕМАСа; М. Аксельрод учился, а затем сам обучал художников в alma mater; Л. Казенин, Р. Барто и А. Чирков также прошли школу в «рассаднике формализма». Галерея «Ковчег» показала их живопись и графику разного времени – от произведений 1920-х до работ, относящихся уже к 1940–1950-м годам.

 
   Меер Аксельрод (1902–1970) родился в Белоруссии. В 1921 впервые участвовал в выставке белорусских художников, был командирован Наркомпросом Белоруссии в Москву учиться во ВХУТЕМАСе. 1921–1928 – учеба у В. Фаворского, П. Павлинова, С. Герасимова. В 1926 стал членом московского общества художников «4 искусства». В 1928–1932 преподавал рисунок во ВХУТЕИНе и Московском текстильном институте, к этому же периоду относятся его иллюстрации  к «Истории моей голубятни» Исаака Бабеля. В 1930–1931 предпринял поездку в сельскохозяйственную коммуну «Войо-Нова» и создал знаменитую серию рисунков, акварелей и гуашей «В степи». В 1941 эвакуировался в Алма-Ату – так в его творчестве возникла тема Востока. Писал пейзажи Алма-Аты, Яны-Кургана и Коканда, оформлял «Заколдованного портного» Шолом-Алейхема для постановки эвакуированного в Коканд Украинского Госета. 

   Ростислав Барто (1902–1974) родился в Москве. Учеба в трудовой школе (бывшем реальном училище Воскресенского) в начале 1920-х сопровождалась тщательной подготовкой к вступлению на путь художника-профессионала. Затем – ВХУТЕМАС. На графическом факультете, где Барто предстояло учиться около двух лет, литографию преподавал В. Фаворский, офорт – И. Нивинский, рисунок – П. Павлинов. Но знакомство с А. Шевченко перевесило: начинающий художник перевелся на живописное отделение ВХУТЕМАСа, где преподавал недавний экспонент легендарных выставок «Ослиный хвост» и  «Мишень». К началу 1930-х, уже побывав в рядах «Цеха живописцев», Барто являлся одним из участников творческого объединения «Бытие». В 1933 состоялась его первая персональная выставка. 

   Александр Древин (1889–1938) родился в Вендене Люфляндской губернии, в 1895 семья переехала в Ригу. В 1906 был арестован за участие в революционных событиях. 1908–1914 – учеба в Рижской городской художественной школе; в 1912 впервые участвовал в выставке латышских художников в Риге. В связи с началом Первой мировой войны и угрозой оккупации переехал с семьей в Москву, в 1915–1917 член общества «Бубновый валет». В 1918 заведовал художественной секцией при коллеги Латышского комиссариата, а также художественно-строительным отделом при коллегии ИЗО Наркомпроса. Участвовал в организации Музея современного искусства. В 1920 приглашен на работу в качестве профессора во ВХУТЕМАС. В 1921 – участвовал в выставке «Мир искусства», в 1924–1925 участник выставок группы «Московские живописцы», вступил в АХРР. В 1927–1932 член-учредитель и участник выставок Общества московских художников (ОМХ). В 1931 – показал работы алтайского цикла на выставке группы «Тринадцать». В 1938 арестован и расстрелян, реабилитирован в 1957. 

   Константин Истомин (1887–1942) родился в Курске. В 1905 попал в тюрьму за участие в выступлениях рабочих. Выйдя из заключения, уехал в Мюнхен, где вместе с В. Фаворским учился в школе Шимона Холлоши, а через три года оба продолжили образование в Московском университете на отделении истории искусств. В 1913–1918 командовал артиллерийской батареей. С начала 1920-х  и до 1930 работал во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе, руководил его подготовительным отделением, был профессором живописи, заместителем директора ВХУТЕМАСа по научно-учебной работе, проректором живописного отделения. Участвовал в выставках объединения «Маковец» и общества «4 искусства», в 1932 – в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет», где показал картину «Вузовки». Несмотря на приобретение этой картины Третьяковской галереей, именно в начале 1930-х творчество Истомина подверглось обычной для того времени критике.

   Леонид Казенин (1897–1965) уроженец города Вятки. Профессиональный путь начал в 1912 в стенах Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были А. Архипов, А. Степанов, К. Коровин, А. Васнецов. В 1914 призван в армию; на фронтах Первой мировой получил тяжелое ранение. Занятия искусством возобновил в 1922, на отделении монументально-фресковой живописи ВХУТЕМАСа. Его учителями стали В. Фаворский, Н. Чернышев, П. Кузнецов, Л. Бруни, Н. Докучаев, а также К. Истомин, знакомство с которым произошло на испытательно-подготовительном отделении. Участник первой выставки ОМАХРР (Объединения молодежи Ассоциации художников революционной России). В 1930 – член общества «4 искусства», в 1932 вступил в МОССХ. По окончании войны участвовал в реставрационно-живописных работах в ГМИИ имени А. С. Пушкина, преподавал технологию живописных материалов и технику монументально-фресковой живописи в Строгановском училище.

   Александр Лабас (1900–1983) родился в Смоленске. В 1912 поступил в Строгановское училище в Москве. Параллельно посещал студии Ф. Рерберга и И. Машкова. После революции продолжил образование в Государственных свободных художественных мастерских у П. Кончаловского. С 1924 по приглашению В. Фаворского преподавал вместе с К. Истоминым живопись во ВХУТЕМАСе, одновременно ведя курс композиции на графическом факультете и цветоведения в физической лаборатории. В том же году участвовал в организации Общества станковистов (ОСТ). После выставки к 15-летию Октябрьской революции (1932) начались обвинения Лабаса в формализме, травля в печати. В числе последних крупных работ художника – диорамы и панорамы для советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), а также участие в оформлении ВСХВ (позднее – ВДНХ).

   Петр Митурич (1887–1956) родился в Петербурге. Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, прервал обучение в Псковском кадетском корпусе и в 1906 поступил в Киевское художественное училище. В 1909 начал обучение в Академии художеств в Петербурге. В 1915 участвовал в выставке «Мир искусства», его рисунки были опубликованы в журналах «Аполлон» и «Голос жизни». В 1916 познакомился с Велимиром Хлебниковым, с которым был дружен до самой кончины поэта. Был мобилизован, окончил военно-инженерную школу и служил на германском фронте. В 1918 прикомандирован к декоративно-живописным мастерским. В 1923 приглашен преподавать во ВХУТЕМАС, где работал до 1930. С 1925 по 1929 состоял в художественном обществе «4 искусства». Работал в области станкового рисунка, живописи, книжной иллюстрации, много времени отдавал изобретательской деятельности, конструируя аппараты для передвижения по воде, воздуху и земле на «волновом» принципе. Получил восемь авторских свидетельств. 

   Антон Чирков (1902–1946) родился в Пензенской губернии. После реального училища в Саранске поступил телеграфистом на железнодорожную станцию, совмещая работу с занятиями в художественной студии. В 1920 поступил в Пензенское художественное училище, в 1922 – в московский ВХУТЕМАС, где обучался у Н. Шестакова, А. Осмеркина, И. Машкова. Преподавал в Московском областном училище памяти 1905 года, продолжая творческую деятельность. В 1937 полотно «1917 год», переименованное выставкомом в «Разгром винокуренного завода при Временном правительстве», подверглось резкому осуждению официозной критикой. Больше при жизни художника его тематические работы на выставки не попадали. Во второй половине 1930-х писал пейзажи Подмосковья и Средней Азии, работал над портретами монахов и священнослужителей, композициями на религиозную тему. Умер во время работы над росписями храма Святителя Николая в подмосковном селе Жегалово.


 
Symbol