Международная художественная ярмарка «Арт Москва 1998»

«Арт Москва 1998»

Кликните для увеличения

 

Москва. Новый Манеж. Международная художественная ярмарка "Арт Москва 1998".

   В подготовленной к ярмарке коллекции наиболее ранними произведениями – живописью 1920-х гг. в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта – был представлен Евгений Окс (1899 – 1968). Художник родился и вырос в Петербурге, там же начал свой творческий путь под руководством известных мастеров Яковлева и Шухаева. Однако 1918 год застал будущего живописца в Одессе, где он не только продолжил учебу, но и участвовал в создании Клуба поэтов, в который входили также Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф и другие. «Борьба за подлинный реализм мироощущения – таков лозунг наших дней… Мы ищем художника-конструктора, взрывающего аморфную толщу фактов трактором современного мышления»,- записывает Окс в дневнике 1922 года. Художник много работал в издательствах, «Литературной газете», театрах Корша и «Аквариуме»... Холст Евгения Окса «Красный трамвай» 1934 года уже после персональной выставки в «Ковчеге» (1995) пополнил экспозицию Государственной Третьяковской галереи.  

   …В 1921 году Аминадав Каневский (1898 – 1976) был командирован из рядов Красной Армии учиться во ВХУТЕМАС и по окончании рабфака в 1924 г. принят на графический факультет. Художник известен многим поколениям наших сограждан, выросших на иллюстрированных им книгах. Рисунки к «Золотому ключику, или Приключениям Буратино» А.Толстого, увидевшие свет в конце сороковых годов и с тех пор многократно переиздававшиеся, органически соединились с текстом книжки, полной сказочного очарования и лукавого юмора. В те же годы делались иллюстрации к «Мойдодыру» и «Тараканищу» К. Чуковского, чуть позднее были проиллюстрированы книги С. Маршака, А. Барто, С. Михалкова, В. Маяковского, Н. Носова… Богатое творческое наследие художника включает также многочисленные станковые произведения, свободно и уверенно выполненные в 1930-е г.г. в технике акварели. Их и представлял «Ковчег». 

   Не менее известен своей книжной графикой другой выпускник ВХУТЕМАСа Андрей Гончаров (1903 – 1979). Гравюры Гончарова к собранию сочинений Шекспира, пьесам Лопе де Вега, сонетам Петрарки стали подлинной классикой. Его манера кажется сухой, отсылающей к средневековым традициям оформления книг. Прослеживающийся во всем четкий замысел подчинен, однако, искреннему чувству художника… Уже в годы юности будущему мастеру повезло с учителями: в 1915 году – первые уроки рисунка в частной студии К. Юона, в 1917 г. – поступление в студию И. Машкова. В двадцатые годы учеба была продолжена под руководством А.Шевченко и В. Фаворского. В середине 1920-х г.г. Гончаров вступает в ОСТ (Общество станковистов), начинает преподавательскую деятельность. Работы этого периода в технике акварели, свидетельствующие о становлении прославленного впоследствии мастера, крайне мало известные зрителю, были представлены «Ковчегом».

   Игорь Поляков (1909 – 1942), чей творческий путь начался с поступления в 1928 году на графический факультет ВХУТЕИНа, был представлен на ярмарке рисунками моделей периода 1930-х годов. Учеба у В. Фаворского, а впоследствии творческая работа совместно с А. Гончаровым и Л. Бруни сказались на формировании разностороннего художника, работавшего для театра, в монументальном искусстве (фрески и сграффито), свободно рисовавшего, писавшего акварелью, гуашью и темперой. Со второй половины тридцатых годов И.Поляков активно участвовал в выставках, однако смерть в рядах Красной Армии помешала осуществлению многих творческих планов…

   Имя Вениамина Эйгеса (1888 – 1956) встречается уже в каталоге первой выставки «Бубнового валета» (1910 г.). Член Московского Союза художников с 1932 г., В. Эйгес много работал в жанре лирического московского пейзажа. В экспозиции на стенде «Ковчега» он был представлен графическим наследием – акварелями и рисунками, созданными в разные годы, сочетающими индивидуальное видение художника с установками и общей живописно-пластической культурой первой половины ХХ века.

   Творческий путь Ольги Эйгес (1910 – 1996), племянницы В. Эйгеса, был долгим. После техникума Памяти 1905 года О. Эйгес в 1938 г. поступила в МГХИ им. Сурикова, где ее педагогом стал А. Дейнека. Через год она вступает в Московский Союз художников. Наряду с живописью и графикой О. Эйгес много работала в жанре плаката. Коллекция цирковых плакатов 1940-х – 60-х годов, а также рисунки и эскизы переданы «Ковчегом» еще при жизни Ю. Никулина в собрание Старого московского цирка на Цветном бульваре. Вниманию коллекционеров «Ковчег» предлагал акварели раннего периода ее творчества.

   Искусство Ростислава Барто (1902 – 1974) отличает изысканность и камерность. Основы его мастерства были заложены в 1920-е г.г., во времена обучения у прославленных мастеров Н. Купреянова, И. Нивинского, А. Шевченко. Мотивы многих работ привезены художником из творческих поездок в Грузию, Абхазию, Дагестан. Барто много путешествовал по Средней Азии, привлекавшей его своей романтичностью и загадочностью. На стенде «Ковчег» экспонировал произведения 1930-х – 60-х г.г. в техниках темперы, гуаши, монотипии.

   В период учебы во ВХУТЕМАСе – в начале двадцатых годов – Валерий Каптерев (1900 – 1981) ощутил влияние своего учителя, классика отечественного искусства А. Шевченко. На долгие десятилетия Каптерев сохранил интерес к самоценности пластических поисков, синтезу наивного и профессионального искусства. В его работах реализуется стремление к плоскостности, примитивизации форм, открытому цвету. Предметы в живописных натюрмортах Каптерева – это еще и символы, знаки культурных пластов, раскрывающие ассоциативный ход мыслей автора. Произведения 1960-х годов, выполненные маслом на картоне, были включены в коллекцию «Ковчега» для показа на ярмарке.

   В отличие от большинства перечисленных выше авторов, чьи произведения хранятся в крупнейших российских музеях, начиная с ГМИИ им. А.С.Пушкина и Третьяковской галереи, работы Михаила Кузнецова (1883 – 1962), выполненные в уникальной для нашего времени технике энкаустики (восковой живописи, после смерти художника никогда не экспонировались. Между тем, высочайшее мастерство их исполнения свидетельствует о незаурядном таланте автора. О художнике известно, что в 1922 г. он окончил ВХУТЕМАС; как и Эйгес, Барто, Каптерев, был участником общества «Бытие», в 1938 г. вступил в Союз художников… Выполненные Кузнецовым в 1950-е – 60-е годы портреты, пейзажи, композиции, эскизы для театра могли бы явиться подлинным открытием даже для специалистов.


 
Symbol