Обширное творческое наследие Валерия Каптерева, студента живописного факультета ВХУТЕИНа 1918-1925 годов, одного из учеников знаменитого Александра Шевченко, а впоследствии - одного из создателей «Цеха живописцев», не слишком известно сегодняшнему зрителю. Правда, восемь произведений художника - в жанре монотипии - хранятся в ГМИИ, есть его работы в Третьяковке и коллекции знаменитого музея в Нукусе.
В 1920-е годы прошлого века Каптерев вместе с Ростиславом Барто, Михаилом Кузнецовым и другими молодыми художниками входил в объединение «Бытие». Впрочем, работ Каптерева того времени не сохранилось. Самые ранние из известных сегодня датированы 1930-ми годами; в основном, это пейзажи, привезенные из Крыма и Средней Азии (хотя в собрании ГТГ хранится «Ночной натюрморт» 1931 года). Впечатления Востока и Крыма оказались для Каптерева наиболее действенны: на протяжении нескольких десятилетий в его живописи не раз возникали античные, архаические мотивы - «Жизнь человека», «Архаический Георгий Победоносец», «Раковины, мидии и водоросли», «Читая античных авторов (Ветка маслины)». В большинстве этих работ, написанных уже после исключения их автора из Московского союза художников «за формализм» (1952), и даже довольно скорого восстановления в его рядах, Каптерев создает свой собственный мир, не имитирующий атрибуты окружающей реальности, но убедительный и самодостаточный. «Замечательны работы Каптерева на античные темы. Они передают и духовный, и географический колорит Греции. И еще есть у них одна особенность: они написаны как бы в резонанс поэзии древних. Живопись, овеянная поэзией - это прекрасно, - запишет друг художника, писатель Юрий Линник в последний год жизни Каптерева. - Кто лучше него может передать налет времени на античном черепке? Вот самый благородный слой в строении ноосферы, и художник умеет живописать это впечатление времени, патина зримая и незримая придает его среднеазиатским холстам удивительное обаяние».
Каптерев всегда был романтиком, черпающим вдохновение в прозе Александра Грина, музыке и поэзии. «Для художника разные цивилизации - единая пространственно-временная среда обитания человеческого духа, общечеловеческой культуры», - считают искусствоведы Михаил Киселев и Борис Шумяцкий. 1960-е годы, время тесного соседства лирики и физики, заметно сказались на искусстве Валерия Каптерева. Названия работ этой поры говорят сами за себя: «Читая теорию относительности», «Распад времени», «Единство противоположностей». Другая линия, постоянно присутствовавшая в творчестве художника в последние десятилетия его жизни, связана с драматичной судьбой еврейского народа на протяжении его многовековой истории.
Первая и единственная при жизни экспозиция работ Валерия Каптерева открылась в 1943 году в Алма-Ате.