Фридман Карл (1926 – 2001)

Кликните для увеличения

 

   Этот художник - один из зачинателей и мэтров живописного шестидесятничества. Найдя в «оттепельные» годы собственную манеру, он уже никогда не отклонялся от нее существенно. Обращал больше внимания на внутренние творческие импульсы, чем на требования злободневности. Когда «деревенская» тема оказалась на острие исканий в разных областях культуры, работы Фридмана пользовались успехом и вниманием зрителей.

   Потом публика нашла себе другие пристрастия; в холстах и рисунках «деревенщиков» вместо былой оппозиционности стали обнаруживать признаки архаического мышления. Лишь некоторые из авторов сохранили верность эстетическим канонам, выработанным в молодости. К наследию Карла Фридмана 70-х - 90-х годов можно относиться по-разному: считать эти вещи логическим продолжением выбранной линии или же результатом невосприимчивости к новым веяниям. Пожалуй, здесь то и другое: невосприимчивость к чужим поискам по причине многолетней увлеченности собственными неизменными задачами.

   Вместе с прославленным коллегой Виктором Попковым художник колесил по стране в поисках впечатлений. Сильнее других мест привлекали средняя полоса и север России. Из этих поездок брали начало некоторые эпические полотна Фридмана, например, «Свадьба» или «Похороны» (тот самый холст, что вызвал гнев руководства на знаменитой выставке 16-ти московских художников (1969): мысли о бренности и конечности земного пути не должны были угнетать советского человека).

   Даже в наиболее символических или «социально звучащих» произведениях важнейшую роль играл пейзаж. Это безусловная доминанта творчества Карла Фридмана. Открытый цвет, четко выраженные состояния природы и постоянно ощущаемое присутствие человека, даже если «в кадре» нет фигур, - таковы характерные особенности пейзажной лирики этого автора. Впрочем, по-своему лирично большинство его произведений.

 
Symbol
Художники