Григорьева Екатерина (1928 – 2010)

Кликните для увеличения

 

   Один из постоянных авторов нашей галереи, Григорьева относится к числу тех художников, чье творчество, начиная с 1960-х годов, подобно живописи Владимира Вейсберга и Ильи Табенкина, скульптуре Аллы Пологовой, керамике Людмилы Сошинской, во многом определяло лицо московского искусства. Между тем, первая персональная выставка ее произведений состоялась в «Ковчеге» только в 1993 году. Екатерина Евгеньевна Григорьева родилась в Москве, 5 мая 1928 года. На формирование будущего живописца оказали влияние поездки и общение с отцом, Евгением Михайловичем Шиллингом, этнографом, членом общества «Маковец», одним из авторов «Манифеста поэтов». С начала сороковых годов - учеба в Московской средней художественной школе у В.В. Почиталова, а с 1947 - в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1957 году Григорьева вступила в Московский союз художников. С конца шестидесятых - она участник выставок группы художников, сплотившихся вокруг Виктора Попкова. Шестнадцать авторов, среди которых, помимо Григорьевой, были живописцы Илья Табенкин и Евгений Расторгуев, Ювеналий Коровин и Карл Фридман, отстаивали свои позиции в искусстве.

   В восьмидесятые - Григорьева продолжала принимать активное участие в выставках. Однако полученное клеймо «левого МОСХа» долгое время не предполагало осознания масштаба творчества этого по-настоящему большого, при всей камерности мотивов, художника.

   Описание живописных произведений почти всегда бессмысленно. Сюжеты Григорьевой - уличные сценки, рынки и кондитерские киоски, натюрморты. Никакой пересказ того, что изображено на картинах художников прошлого не дает исчерпывающего представления о подлинных достоинствах их холстов. До конца не возможен разговор и о работах Екатерины Григорьевой, где все пространство насыщено цветом и светом, рисунок един с живописью, и за всем этим - переосмысление опыта мастеров, творческая и человеческая индивидуальность. Сегодня можно говорить о том, что живопись этого художника (а как недавно выяснилось, и рисунки, которые сама Григорьева долгое время считала лишь вспомогательным материалом) - явление значительное, если не сказать: уникальное.

   Искусству Екатерины Григорьевой посвящено немало публикаций, ее произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, многочисленных музеев России и в частных собраниях.


 
Symbol
Художники