Михаил Соколов (1885 – 1947)

Кликните для увеличения

 

   Имя Михаила Ксенофонтовича Соколова не встретишь в списках художественных объединений первой половины ХХ века: не примыкал, не участвовал – хотя и равнодушным к борьбе идеологических фронтов не оставался. В истории искусства сохранился как отдельная художественная «единица», и притом весьма значительная: Соколов широко известен в кругах знатоков и коллекционеров.

   Его творческий путь поначалу складывался из обычных для того времени составляющих: импрессионизм, кубизм, футуризм. В 1910-х участвовал на выставках в родном Ярославле, в 1917-м показывал работы на выставке «Мира искусства» в Петрограде. Преподавание в духе авангардных течений в Ярославле, затем в Твери, где работал вместе с Антониной Софроновой и Николаем Тарабукиным, наталкивалось на провинциальное неприятие новых художественных форм. Поэтому в 1923-м Соколов оказался в Москве, преподавателем мастерской ИЗО Пролеткульта. «Мы были крайние левые – «футурили», делали «живописные рельефы» и прочая, и прочая по положению того времени. Все это было превеликой глупостью, но все же, как это было хорошо! Сколько было веры в «истину всяких измов», – писал позднее художник.

   В 1920-е, еще в кубистических работах, он начал вырабатывать свою индивидуальную манеру. Рука Соколова узнается с легкостью, будь то живопись – свободная и утонченная, или графика – импровизационная, виртуозная, изящная. В наследии Соколова сотни рисунков к произведениям Шекспира, Вольтера, Диккенса и других писателей. Художник работал циклами: «Святой Себастьян», «Страсти», «Прекрасные дамы», «Странствующие комедианты», «Цирк», «Французская революция», «Музыканты», «Всадники»... К ним он обращался на протяжении многих лет; даже в лагере, куда попал в 1938 году, продолжал на крохотных кусочках бумаги выводить женские образы, скачущих лошадей, циркачей и портреты исторических персонажей.

   Из лагеря Соколова выпустили в 1943-м, безнадежно больного. Он с трудом нашел место преподавателя рисования в кружке Дворца пионеров в Рыбинске; продолжал создавать миниатюры, вернулся к живописи и графике. В 1947 тяжелобольного художника привезли в Москву, где он и скончался. В 1958 году Михаил Соколов был реабилитирован.

   Его произведения хранятся сегодня во многих российских музеях и частных коллекциях. Выставка в «Ковчеге» знакомила с работами, которые редко появлялись на столичных выставках; некоторые были продемонстрированы впервые. Экспонаты предоставил Ярославский художественный музей, Музей общества «Мемориал», коллекционеры. В рамках выставки прошла презентация книги «М.К. Соколов в переписке и воспоминаниях современников», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия». Значительную часть издания составили материалы, прежде не публиковавшиеся. Экспозиция была подготовлена при участии Ярославского художественного музея и Музея общества «Мемориал».

 
Symbol