Сергей Михайлов (1893–1952),
Раиса Михайлова-Затуловская, Ирина Затуловская.
Передача профессии от поколения к поколению – явление довольно обычное в творческой среде. Представление публике художнических династий было одним из направлений, с которых начиналась выставочная деятельность «Ковчега»; достаточно упомянуть экспозиции «Художники семьи Шевченко», «Художники семьи Милиоти», «Художники Волковы. Три поколения», прошедшие в 1990 – 1991 годах. Время от времени галерея возвращается к такой форме показа творческих материалов, поскольку нас по-прежнему занимает эволюция изобразительного языка на протяжении десятилетий.
Династия, о которой шла речь в этот раз, интересна с нескольких точек зрения. Биографическими вехами членов семьи можно проиллюстрировать различные этапы бытования столичного искусства в ХХ веке. Но наиболее важна преемственность художественной культуры, под которой понимается не набор ремесленных навыков, а соотнесение собственного творчества с высокими достижениями прошлого и настоящего. Трудно обнаружить сходство «поставангардных» композиций Ирины Затуловской на дереве и железе с вполне традиционными по исполнению этюдами ее деда, Сергея Михайлова – одного из основателей и первых педагогов знаменитой Московской средней художественной школы (МСХШ), или с живописными работами ее матери, Раисы Михайловой-Затуловской. Между тем, это сходство присутствует, только оно не поверхностно. Представителям династии одинаково дороги и пластические принципы искусства, и его эмоциональная сторона.
Выставка была структурирована простым и ненасильственным образом: каждый автор представлен тем жанром, в котором он чувствовал или чувствует себя наиболее органично. Пейзажи 1930 – 40-х годов (многие из них написаны в Башкирии, где обосновалась эвакуированная из столицы художественная школа) вполне адекватно представляют станковое творчество С.П. Михайлова – хотя он увлекался и портретированием, работал в области текстиля. Р.С. Михайлова-Затуловская из сделанного за многие годы предпочла показать ранние натюрморты – они были выполнены еще в студенческую пору, в 1947 году вызвали нарекания профессуры МГХИ имени Сурикова за «формализм» и с тех пор не демонстрировались. Привязанность к предметному ряду объяснена автором лаконично: «Натюрморт, в отличие от пейзажа, самая постоянная натура. Пройдя школу Василия Васильевича Почиталова и моего отца, я научилась писать подолгу, поэтому предпочитаю натюрморт другим жанрам». Наконец, у Ирины Затуловской – художника, вроде бы не связанного привычными представлениями о жанрах, – все же ощущается тяга к отображению внешних черт и внутренних качеств личности, будь то историческая фигура или кто-нибудь из современников…
Триада камерных жанров – портрет, пейзаж, натюрморт – позволяет передавать не только тончайшие особенности натуры, но и авторское мировосприятие. Для династии Михайловых – Затуловских такая задача всегда среди главных.
Династия, о которой шла речь в этот раз, интересна с нескольких точек зрения. Биографическими вехами членов семьи можно проиллюстрировать различные этапы бытования столичного искусства в ХХ веке. Но наиболее важна преемственность художественной культуры, под которой понимается не набор ремесленных навыков, а соотнесение собственного творчества с высокими достижениями прошлого и настоящего. Трудно обнаружить сходство «поставангардных» композиций Ирины Затуловской на дереве и железе с вполне традиционными по исполнению этюдами ее деда, Сергея Михайлова – одного из основателей и первых педагогов знаменитой Московской средней художественной школы (МСХШ), или с живописными работами ее матери, Раисы Михайловой-Затуловской. Между тем, это сходство присутствует, только оно не поверхностно. Представителям династии одинаково дороги и пластические принципы искусства, и его эмоциональная сторона.
Выставка была структурирована простым и ненасильственным образом: каждый автор представлен тем жанром, в котором он чувствовал или чувствует себя наиболее органично. Пейзажи 1930 – 40-х годов (многие из них написаны в Башкирии, где обосновалась эвакуированная из столицы художественная школа) вполне адекватно представляют станковое творчество С.П. Михайлова – хотя он увлекался и портретированием, работал в области текстиля. Р.С. Михайлова-Затуловская из сделанного за многие годы предпочла показать ранние натюрморты – они были выполнены еще в студенческую пору, в 1947 году вызвали нарекания профессуры МГХИ имени Сурикова за «формализм» и с тех пор не демонстрировались. Привязанность к предметному ряду объяснена автором лаконично: «Натюрморт, в отличие от пейзажа, самая постоянная натура. Пройдя школу Василия Васильевича Почиталова и моего отца, я научилась писать подолгу, поэтому предпочитаю натюрморт другим жанрам». Наконец, у Ирины Затуловской – художника, вроде бы не связанного привычными представлениями о жанрах, – все же ощущается тяга к отображению внешних черт и внутренних качеств личности, будь то историческая фигура или кто-нибудь из современников…
Триада камерных жанров – портрет, пейзаж, натюрморт – позволяет передавать не только тончайшие особенности натуры, но и авторское мировосприятие. Для династии Михайловых – Затуловских такая задача всегда среди главных.