Игорь Поляков (1909 – 1942)

Кликните для увеличения

 

В помещении Делового центра по адресу:
ул. Усачева, 62, стр. 1.

   Игорь Поляков – из числа художников, не получивших признания или незаслуженно забытых. По тем или иным причинам творчество таких мастеров оказалось за рамками общеизвестной картины художественной жизни своего времени. В случае Полякова причиной был ранний уход мастера из жизни, не позволивший ему реализовать свой несомненный талант. Обращение к его творчеству для галереи – продолжение целенаправленной работы по изучению и введению в обиход малоизвестных, но заслуживающих внимания имен. Есть надежда, что Поляков займет в этом ряду не последнее место, его творчество для того – веское основание.

   В коллекции «Ковчега» наследие художника представлено в основном графическими произведениями. Оно включает рисунки времен обучения во ВХУТЕИНе, несущие на себе отпечаток ленинградской школы графики, натурные штудии, сделанные уже в московских мастерских, станковые рисунки, проникнутые влиянием Фаворского, акварельные пейзажи, привезенные художником из поездок на юг, и другие работы.

   Поляков родился в Симферополе в 1909 году. С 1928 года он начал свое профессиональное обучение в ленинградской Академии художеств, позднее реорганизованной во ВХУТЕИН. Однако в 1930-м это учебное заведение было расформировано, и Поляков в составе графического факультета переведен в Москву – в только что созданный Полиграфический институт. Здесь он учился у корифея советской графики Владимира Андреевича Фаворского. Это «прибежище формалистов» стало главной школой Полякова. Его профессиональная деятельность в дальнейшем оказалась тесно связана с художниками, преподававшими в Полиграфе: Фаворским, Гончаровым, Истоминым, Бруни. Фаворский ценил своего студента и выпускника, постоянно привлекая к работе в монументальном искусстве, сценографии, иллюстрировании – то есть, в тех жанрах, где невозможна деятельность вне заказа, вне среды, без первоначальной протекции. По эскизам Фаворского в тридцатые годы Поляков выполнял декорации для московских театров, под руководством Гончарова работал над фресками и сграффито для нескольких павильонов ВСХВ (в дальнейшем – ВДНХ и ВВЦ); участвовал в выставках. Много занимался рисунком с натуры, бесконечно писал пейзажи – в основном, акварелью – на пленэре, делал гравюры на дереве. Никогда не гнался за эффектными сюжетами, предпочитая находить мотивы для своих листов в самом будничном материале.

   Профессиональный творческий путь Полякова был недолгим: от поступления во ВХУТЕИН до смерти от сердечного приступа на фронте, в рядах Красной Армии, прошло меньше пятнадцати лет. Можно утверждать, что он не успел раскрыть полностью свой творческий потенциал, но даже в том, что было им сделано и дожило до наших дней, ощущается зрелость таланта.

 
Symbol