«Чувство времени».
Борис Рыбченков (1899 – 1994),
Чеслав Стефанский (1889 – 1942)

Кликните для увеличения

 

В выставочном зале Государственного музея А.С. Пушкина по адресу: ул. Арбат, 55/32.

   Бориса Рыбченкова и Чеслава Стефанского объединяет принадлежность к российской художественной культуре первой половины ХХ столетия – например, участие в легендарной группе «Тринадцать». Как писал уже в шестидесятые годы в заметках «Чувство времени в искусстве рисунка» один из основателей этого объединения, художник Владимир Милашевский, «в восприятии людьми двадцатого века появилось некое новое чувство. Рядом с качествами правды, меткости, индивидуальной выразительности и прелести мы как бы любуемся еще «темпом исполнения». Другая установка Милашевского, что ощущения художника должны естественно рождаться в избранном им материале, также вполне реализовалась в разнообразной графике и живописи нынешних экспонентов.

   Первоначальный импульс для создания такой межмузейной экспозиции дал чудом сохранившийся литературно-художественный рукописный альманах «Бедлам» – Рыбченков и Стефанский работали над ним в 1927 году. Он оформлен многочисленными рисунками, в связи с чем его следует рассматривать и как документ эпохи, и как самоценное произведение искусства. К выставке альманах переиздан коллекционным тиражом 100 номерованных экземпляров, в рамках проекта состоится презентация издания. Впрочем, эта находка лишь подтолкнула устроителей к организации выставки двух замечательных авторов – с привлечением произведений не только из частных собраний, но и из музеев. В условиях растущего интереса к творчеству художников, работавших в 1920-е – 30-е годы (в том числе, и к произведениям Стефанского и Рыбченкова), авторы экспозиции стремились приоткрыть для зрителей и читателей еще одну малоизвестную страницу истории российской культуры ушедшего века.

   Краткие биографические сведения о художниках:
Рыбченков Борис Федорович (1899 – 1994). Родился в Смоленске. Учился в Киевском художественном училище (1915 – 1918); в Петрограде в Академии художеств (1920 – 1921) у Н. Альтмана и А. Матвеева; в Москве во Вхутемасе (1921 – 1925) у Л. Поповой, А. Древина, А. Шевченко. Впервые показал работы на 2-й выставке Смоленского общества художников (1919). Работал в Окнах сатиры РОСТА Запфронта и над оформлением агитпоездов. Участвовал в выставках в СССР и за границей, в частности – во всех выставках группы «Тринадцать». Руководил в Смоленске изостудией Пролеткульта, преподавал рисунок в школах. В 1960 году организовал Детскую изостудию №1 Ленинградского района Москвы. Совершил путешествия на Урал, по Северу, на Украину, в Крым, по Волге, Каме и т. д. Живописец и график; автор пейзажей, тематических картин, книжных иллюстраций. С 1970 года – Заслуженный художник РСФСР.

   Стефанский Чеслав Казимирович (1889 – 1942). Родился в Екатеринославе. Окончил в 1912 году Пензенское художественное училище. После Октябрьской революции, являясь командиром Красной Армии, совмещал военную службу с общественной деятельностью и творческой работой художника. В 1918 – 1920 гг. принимал активное участие в жизни Смоленска: начал экспонироваться на выставках Смоленского общества художников (1918 – 1919), преподавал в изостудии Пролеткульта, участвовал в праздничном оформлении города к первой годовщине революции, работал художником в театре. Затем в Ельне заведовал подотделом искусств и организовал местное отделение Союза работников искусств. С 1922 года жил в Москве, сотрудничал в газетах и журналах, в выставках участвовал мало. Совершил творческие поездки на Кольский полуостров (1931) и в Белоруссию (1936). Произведения для выставки предоставили: Государственный музей А. С. Пушкина, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей истории города Москвы, Смоленский государственный объединенный исторический и архитектурно-художественный музей-заповедник, а также московские коллекционеры

 
Symbol