«Ах, что такое движется там по pеке?»

Кликните для увеличения

 

Совместный проект галерей «Ковчег» и
ROZA AZORA (Москва, Никитский бульвар, 14)

Вместе плыли: Константин Истомин, Петр и Май Митуричи, Николай Гришин, Александр Ведерников, Александр Лабас, Карл Фридман, Александр Максимов, Виктор Дувидов, Константин Сутягин, Александр Шевченко, Павел Шевелев и другие художники.

   Как большинство из нас, художники любят путешествовать – с той разницей, что, беря с собой в дорогу альбом или этюдник, они впоследствии дают зрителям возможность как бы повторять свои маршруты и путевые впечатления на выставках. Предмет особого творческого энтузиазма – неспешное летнее путешествие по воде: медитативное созерцание берегов, корабельных снастей и матросских будней, а также вечернего июньского солнца, чьи закатные лучи прихотливо преломляются в бурунах воды за кормой. «О ветер верхней палубы, который проносится между ее крашеных садовых скамеек по закрытым от блаженства глазам пассажиров!» (Г. Шпаликов).

   Этот вид летнего досуга имеет свою историю. Изобретение паровой машины в 1807 году позволило создать новые типы судов – пароходы. К концу ХIХ столетия в каждом регионе России уже имелась хотя бы одна судоходная компания. Например, столичное речное пароходство отсчитывает свой «трудовой стаж» с мая 1857 года – тогда приказом №105 «по ведомству путей сообщения и публичных зданий гвардии капитану Львову, согласно поданной им просьбе, дозволено учредить буксирное и пассажирское пароходство по р. Москве от г. Москвы до впадения сей реки в Оку, по Оке от г. Орла до Нижнего-Новгорода и по р. Волге от г. Твери до Симбирска». Известно также, что, например, в 1868 году по рекам России плавало уже 646 пароходов.

   …Помните духовой оркестр, игравший когда-то на пристани воскресным днем? Пассажиров, отправлявшихся в путь по российским рекам (неважно, по делам или на отдых), с каждым годом становилось все больше, и с появлением теплоходов такие поездки стали заметно комфортнее. Даже национализация частного речного флота и случившаяся в 1918 году замена дооктябрьского словосочетания «судоходная компания» на вполне советское «управление водного транспорта» не отвратило наших согражан от водоплавательной поэтики. В годы гражданской войны большая часть отечественного речного флота пришла в негодность, была поставлена на прикол или списана, однако уже в 1930-е началось его возрождение. «Ах, что такое движется там по pеке, белым дымом играет и блещет металлом на солнце? – вопрошал Леонид Утесов в своей чрезвычайно популярной в те годы песне «Пароход». – Что такое слышится там вдалеке, эти звуки истомой знакомой навстpечу летят».

   Отправляясь сегодня в летнее беззаботное путешествие, можно вспомнить и о том, что в годы войны речной флот использовался для эвакуации населения городов и перевозки промышленных предприятий в тыл, а обратно по воде доставлялось топливо и продовольствие. Молодежный фестиваль в Москве накануне хрущевской оттепели, кроме всего прочего, предложил «москвичам и гостям столицы» новый аттракцион: прокатиться на речных трамвайчиках «по самой тихой улице Москвы, где нет листвы, но много синевы» (Юрий Визбор). Не менее романтичны, хотя и совершенно в эстетике сурового стиля, в 1960-е оказались корабельные путешествия «навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». Уже в нынешнем ХХI столетии каждую новогоднюю ночь миллионы наших соотечественников готовы повторять за героиней бессмертного фильма строки, написанные Мариной Цветаевой еще в 1915-м: «Я вижу: мачта корабля, и Вы – на палубе...» Да мало ли еще было тем и сюжетов, которые сопрягли творческие и житейские интересы художников и других путешественников, стремившихся менять и совершенствовать свою жизнь посредством водного транспорта!

 
Symbol