«Живопись без картин»

Кликните для увеличения

 

«Картин-то уж давно никто не пишет...».

    И правда – если иметь в виду тех вчерашних живописцев, кто в попытке «удержать ускользающее» лихорадочно хватается за фотоаппарат, видеокамеру или, к примеру, лобзик. Или если под словом «картина» понимать изображения сродни тем, что с детства знакомы по школьным учебникам «Родной речи».

   Если же говорить не просто о сюжете литературном, но о произведениях, в которых выразительность цвета, столкновение живописных пятен и линий высекают свой, самодостаточный визуальный сюжет – тогда, на наш взгляд, более справедливо считать, что современный художник-живописец всего лишь не ограничивается прямоугольной плоскостью холста или картона. В результате, по законам станкового искусства на свет происходят, хотя бы и в качестве побочной линии, творения, жанровую принадлежность которых и определить-то бывает затруднительно. Ну что это, право, такое – акварели, написанные на камнях, расцвеченные архитектоны из молочных пакетов, вырезанные из дерева полихромные пейзажи или «коллажи» из битого цветного стекла? Несерьезно. Не попадает в мейнстрим, не укладывается в контекст, не ведет к глобальным обобщениям… Даже не переходит в разряд декоративно-прикладного искусства (привычные образцы этого вида деятельности в экспозиции отсутствуют).

   Но если воспринимать художественное произведение не как типовой продукт с неизбежным набором потребительских качеств, а как свободное авторское высказывание, то такие «маргинальные» экспонаты могут оказаться важны для представлений не только об отдельных авторах, но о творческом процессе вообще.

 
Symbol