«Гибель Арбата»

Кликните для увеличения

 

В выставочном зале Государственного музея А.С. Пушкина по адресу: ул. Арбат, 55/32.

   Галерея «Ковчег» продолжает работать с московскими частными собраниями, творческими наследиями и архивами. На этом пути встречается много неожиданного и по-настоящему уникального. Так, знакомство с семейным архивом Александра Потресова (фрагмент его коллекции спичечных этикеток уже был включен галереей в экспозицию «Сто лет с огоньком») привело к возникновению фотовыставки «Гибель Арбата», организованной в содружестве с Государственным музеем А.С. Пушкина и Мемориальной квартирой Андрея Белого (отдел ГМП).

   В конце лета 1962 года началось строительство Нового Арбата (в те годы – проспекта Калинина), а вместе с тем – уничтожение уникальной исторической зоны Москвы. Этот район в пределах между Сивцевым Вражком и Никитской после пожара 1812 года был застроен особняками и небольшими городскими усадьбами и долгое время сохранял свой неповторимый стиль; только на рубеже ХХ века его облик деликатно изменили «ампирные» доходные дома. В ХХ веке разрушение целых арбатских кварталов производилось без археологических исследований и обмеров строений. С карты города исчезли многие символы прежней Москвы – Собачья площадка, Кречетниковский переулок и другие.

   К счастью, в архиве московского фотографа Александра Потресова сохранились негативы и отпечатки, зафиксировавшие уничтоженное городское пространство в районе прежнего Арбата: дворы, переулки, фасады зданий, решетки ворот… По сути, Потресов стал летописцем крушения этих мест – на его снимках можно обнаружить не только исторически значимые места, но и снятую день за днем хронику их разрушений, вплоть до полного исчезновения. Фотовыставка – не только запоздалая дань историческому прошлому нашего города, но и напоминание имени одного из неравнодушных его обитателей, оставившего заметный след в фотографии «оттепельных» 1960-х. Снимки А. Потресова, посвященные Арбату, были показаны впервые. Специально для нее сын автора фотографий подготовил к ним свои комментарии.

 
Symbol