Карл Фридман – один из зачинателей и мэтров живописного шестидесятничества. Найдя в «оттепельные» годы собственную манеру, он уже никогда не отклонялся от нее существенно. Обращал больше внимания на внутренние творческие импульсы, чем на требования злободневности. Когда «деревенская» тема оказалась на острие исканий в разных областях культуры, работы Фридмана пользовались успехом и вниманием зрителей.
Потом публика нашла себе другие пристрастия; в холстах и рисунках «деревенщиков» вместо былой оппозиционности стали обнаруживать признаки архаического мышления. Лишь некоторые из авторов сохранили верность эстетическим канонам, выработанным в молодости. К наследию Карла Фридмана 70-х – 90-х годов можно относиться по-разному: считать эти вещи логическим продолжением выбранной линии или же результатом невосприимчивости к новым веяниям. Пожалуй, здесь то и другое: невосприимчивость к чужим поискам по причине многолетней увлеченности собственными неизменными задачами.
Первая мемориальная выставка художника представляла собой длительную ретроспективу: от этюдов, выполненных в 50-е годы, вскоре после окончания МГХИ имени Сурикова, до полотен 90-х, где автор пытался фиксировать приметы «постперестроечного» социума. От больших тематических картин, которые долгое время понимались как высшая цель каждого живописца, до натурных набросков карандашом или фломастером. Собственно, от натуры идут все произведения Фридмана, в какой бы степени они ни были подвержены декоративным эффектам. Вместе с прославленным коллегой Виктором Попковым художник колесил по стране в поисках впечатлений. Сильнее других мест привлекали средняя полоса и север России. Из этих поездок брали начало некоторые эпические полотна Фридмана, например, «Свадьба» или «Похороны» (тот самый холст, что вызвал гнев руководства на знаменитой выставке 16-ти московских художников (1969): мысли о бренности и конечности земного пути не должны были угнетать советского человека).
Даже в наиболее символических или «социально звучащих» произведениях важнейшую роль играл пейзаж. Это безусловная доминанта творчества Карла Фридмана. Открытый цвет, четко выраженные состояния природы и постоянно ощущаемое присутствие человека, даже если «в кадре» нет фигур, – таковы характерные особенности пейзажной лирики этого автора. Впрочем, по-своему лирично большинство его произведений.
Потом публика нашла себе другие пристрастия; в холстах и рисунках «деревенщиков» вместо былой оппозиционности стали обнаруживать признаки архаического мышления. Лишь некоторые из авторов сохранили верность эстетическим канонам, выработанным в молодости. К наследию Карла Фридмана 70-х – 90-х годов можно относиться по-разному: считать эти вещи логическим продолжением выбранной линии или же результатом невосприимчивости к новым веяниям. Пожалуй, здесь то и другое: невосприимчивость к чужим поискам по причине многолетней увлеченности собственными неизменными задачами.
Первая мемориальная выставка художника представляла собой длительную ретроспективу: от этюдов, выполненных в 50-е годы, вскоре после окончания МГХИ имени Сурикова, до полотен 90-х, где автор пытался фиксировать приметы «постперестроечного» социума. От больших тематических картин, которые долгое время понимались как высшая цель каждого живописца, до натурных набросков карандашом или фломастером. Собственно, от натуры идут все произведения Фридмана, в какой бы степени они ни были подвержены декоративным эффектам. Вместе с прославленным коллегой Виктором Попковым художник колесил по стране в поисках впечатлений. Сильнее других мест привлекали средняя полоса и север России. Из этих поездок брали начало некоторые эпические полотна Фридмана, например, «Свадьба» или «Похороны» (тот самый холст, что вызвал гнев руководства на знаменитой выставке 16-ти московских художников (1969): мысли о бренности и конечности земного пути не должны были угнетать советского человека).
Даже в наиболее символических или «социально звучащих» произведениях важнейшую роль играл пейзаж. Это безусловная доминанта творчества Карла Фридмана. Открытый цвет, четко выраженные состояния природы и постоянно ощущаемое присутствие человека, даже если «в кадре» нет фигур, – таковы характерные особенности пейзажной лирики этого автора. Впрочем, по-своему лирично большинство его произведений.