«На солнечном пляже в июне…»

Кликните для увеличения

 

Отдых у воды в изобразительном искусстве ХХ века

    Галерея «Ковчег» не раз обращалась к сюжетам, постоянно присутствовавшим в отечественной культуре завершившегося столетия. Таковы были экспозиции «Память нёба» (еда в российском искусстве), «Акварель и время» (эволюция акварельной лирики), «Сто лет с огоньком» (курение и курильщики как предмет изображения). К той же серии, исследующей изобразительные «обиняки» ХХ века, принадлежит и данная выставка, материалы для которой собирались около года.

   В числе «вечных тем», проходящих сквозь творчество десятков, а то и сотен российских художников, заметное место занимает мотив пляжей и вообще курортного отдыха. Пляж, его натурные зарисовки и живописные этюды нередко встречаются в творческих наследиях и архивах. Значительные или малоизвестные авторы охотно отдавали дань подобным «легкомысленным» сюжетам. Кто-то искал на людном песчаном берегу декоративных эффектов, кто-то «протоколировал» выразительные курортные мизансцены, кто-то любовался градациями освещенности или непринужденной пластикой отдыхающих… Собранные вместе, такие работы передают обаяние минувшего времени, позволяют сопоставить творческие почерки разных авторов, одновременно напомнив зрителям их имена. Отдых у воды давно стал привычной формой времяпрепровождения для миллионов людей, так что интрига – не в экзотичности материала, а в обилии интерпретаций того, что можно отнести к проявлениям «коллективного бессознательного». Одна только советская эпоха оставила в память о себе горы фотографий, сделанных на профсоюзных курортах, и этюдов, писаных в домах творчества СХ СССР. Даже самые «правоверные» авторы, расслабившись после «идейно выдержанных» заказов, спешили на берег моря или пруда, чтобы живописать купальщиц, парусники или полосу прибоя.

   А была ведь еще и другая жизнь – пляжи во «времена кринолинов». Если пытаться по-настоящему рассматривать эволюцию темы в ХХ столетии, начинать придется как раз с той эпохи, о которой и спел Александр Вертинский. Европейские курорты и дореволюционные приморские городки также остались запечатлены в российском искусстве – тем интереснее сегодня обнаруживать контрасты или выискивать грани отличий между разными типами изображений и социальными средами.

   «На солнечном пляже в июне…» – это и жанр, и пейзаж, и портрет, причем нередко одновременно. Кроме изображений непосредственно пляжа, в экспозицию были включены работы, напоминающие о знаковых курортных местах вроде Гурзуфа и Паланги, а также произведения с «атмосферой», с ассоциациями к обозначенной теме. В выставке наряду с частными коллекционерами, авторами и наследниками художников приняли участие столичные и региональные российские музеи.

 
Symbol