Антонины Софроновой
(1892 – 1966)»
В искусстве Антонины Софроновой (участника выставок объединения «Бубновый валет» и группы «13») портретный жанр занимает не исключительное, но заметное и важное место. Работая долгие десятилетия в пределах излюбленной многими художниками триады «пейзаж-портрет-натюрморт» (отдельная тема – иллюстрации), она не отдавала ничему окончательного предпочтения, ставя предмет изображения в зависимость от творческой задачи. И в живописи, и в графике, что в пору обучения, что в «конструктивистский» период, что в годы зрелого мастерства – у Софроновой часто встречаются фигуры и лица известных, безымянных или придуманных персонажей. Формулировка «мастер городского пейзажа» отнюдь не исчерпывает возможностей и содержания ее творчества. Она была мастером во всем, что делала, в том числе – мастером портрета.
Верная во всякое время «формалистическим» установкам и образному мышлению, Софронова никогда не стремилась добиваться фотографического сходства или приукрашенного на салонный манер, псевдоромантического подобия своим моделям. Отношение художника к процессу портретирования проступает в дневниковой записи 1937 года: «Когда писала Евг. П., она сказала: «Вы смотрите на меня, как на пустое место». Это очень верно и очень метко, – смотреть не глазами, а всем существом, не разглядывая ничего в отдельности, – видеть все в целом. Поэтому получается впечатление со стороны невидящего человека». Взамен избыточных деталей, дотошного копирования черт и вульгарного психологизма Антонина Софронова достигала достоверности и убедительности за счет колористической и фактурной нюансировки (при общей строгости изобразительных средств), равно как и путем уловления человеческой сущности портретируемого.
На выставке можно было проследить эволюцию жанра – изменения технических способов работы и смещения живописных акцентов – на протяжении почти полувека (самые ранние из показанных вещей датированы 1919 годом, последние – началом шестидесятых). Неизменными всегда оставались приоритеты: уникальность и оправданность каждого решения, создание камерной, гармоничной среды, основанной на цветовых созвучиях, внимательная любовь к конкретной модели и к людям вообще.
Зрительский интерес к творчеству Антонины Софроновой не остывает. После большой юбилейной экспозиции в Третьяковской галерее (1993), выставок на родине художника в Орле (1993) и в Твери (1994), после тематической экспозиции «Шумы времени» в Мемориальной квартире Андрея Белого (1995), мы были намерены обратить внимание ценителей искусства на редкое мастерство и особый дар Софроновой как портретиста.
Верная во всякое время «формалистическим» установкам и образному мышлению, Софронова никогда не стремилась добиваться фотографического сходства или приукрашенного на салонный манер, псевдоромантического подобия своим моделям. Отношение художника к процессу портретирования проступает в дневниковой записи 1937 года: «Когда писала Евг. П., она сказала: «Вы смотрите на меня, как на пустое место». Это очень верно и очень метко, – смотреть не глазами, а всем существом, не разглядывая ничего в отдельности, – видеть все в целом. Поэтому получается впечатление со стороны невидящего человека». Взамен избыточных деталей, дотошного копирования черт и вульгарного психологизма Антонина Софронова достигала достоверности и убедительности за счет колористической и фактурной нюансировки (при общей строгости изобразительных средств), равно как и путем уловления человеческой сущности портретируемого.
На выставке можно было проследить эволюцию жанра – изменения технических способов работы и смещения живописных акцентов – на протяжении почти полувека (самые ранние из показанных вещей датированы 1919 годом, последние – началом шестидесятых). Неизменными всегда оставались приоритеты: уникальность и оправданность каждого решения, создание камерной, гармоничной среды, основанной на цветовых созвучиях, внимательная любовь к конкретной модели и к людям вообще.
Зрительский интерес к творчеству Антонины Софроновой не остывает. После большой юбилейной экспозиции в Третьяковской галерее (1993), выставок на родине художника в Орле (1993) и в Твери (1994), после тематической экспозиции «Шумы времени» в Мемориальной квартире Андрея Белого (1995), мы были намерены обратить внимание ценителей искусства на редкое мастерство и особый дар Софроновой как портретиста.