Хронологические границы проекта соответствуют словарному определению периода НЭПа: с 1921 года по вторую половину тридцатых. Эти работы создавались самыми разными авторами – и станковистами, и журнальными художниками, и книжными иллюстраторами и даже сценографами – во всевозможных графических техниках, от ксилографии до гуаши, часто в несхожих условиях и по различным поводам. Их объединяет, прежде всего, эпоха: непродолжительное, но бурное, пестрое, полное социальных контрастов и новоявленных типажей, время, запечатленное на бумаге или картоне его талантливыми и наблюдательными очевидцами.
Коллекция образов НЭПа, обнаруженных по столичным частным собраниям, семьям и наследникам, а также по региональным российским музеям, интересна не только и не столько перекличками и параллелями с сегодняшним днем. Неоспоримые эстетические достоинства подавляющего большинства работ наглядно свидетельствуют: это было время расцвета художественной культуры, увы, сведенной впоследствии директивными методами к казенному и часто «лобовому» решению идеологических задач.
Эпоха НЭПа совпала с едва ли не последним этапом в существовании самого способа рисунка и вообще графического мышления, восходящего к «дооктябрьской» поре. В экспозицию были включены не только произведения журнального свойства или жанровые сцены, но и городские и сельские пейзажи, характерные натюрморты, выразительные «обнаженки», которые говорят о времени не «шершавым языком плаката», а посредством деталей, интонаций и всем своим строем, набором приемов и выразительных средств. «Чтобы понять мое творчество, – писал художник Владимир Лебедев, – нужно знать и помнить, что я – художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее, что меня сформировала духовная атмосфера того времени».
Среди произведений 77 авторов кроме работ классиков искусства тех лет, как, например, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Константина Елисеева, Аминадава Каневского, Константина Рудакова, Антонины Софроновой, Владимира Милашевского, присутствуют листы малоизвестных или вовсе безымянных художников.
В подготовке выставки принимали участие:
Государственный литературный музей,
Вологодская областная картинная галерея,
Историко-архитектурный и художественный музей
«Новый Иерусалим» (г. Истра),
Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств,
Пензенская областная картинная галерея имени
К. А. Савицкого,
Тверская областная картинная галерея,
Ярославский художественный музей,
а также московские коллекционеры.
Коллекция образов НЭПа, обнаруженных по столичным частным собраниям, семьям и наследникам, а также по региональным российским музеям, интересна не только и не столько перекличками и параллелями с сегодняшним днем. Неоспоримые эстетические достоинства подавляющего большинства работ наглядно свидетельствуют: это было время расцвета художественной культуры, увы, сведенной впоследствии директивными методами к казенному и часто «лобовому» решению идеологических задач.
Эпоха НЭПа совпала с едва ли не последним этапом в существовании самого способа рисунка и вообще графического мышления, восходящего к «дооктябрьской» поре. В экспозицию были включены не только произведения журнального свойства или жанровые сцены, но и городские и сельские пейзажи, характерные натюрморты, выразительные «обнаженки», которые говорят о времени не «шершавым языком плаката», а посредством деталей, интонаций и всем своим строем, набором приемов и выразительных средств. «Чтобы понять мое творчество, – писал художник Владимир Лебедев, – нужно знать и помнить, что я – художник двадцатых годов. Говорю так не только потому, что этой эпохе принадлежат мои лучшие работы. Еще важнее и существеннее, что меня сформировала духовная атмосфера того времени».
Среди произведений 77 авторов кроме работ классиков искусства тех лет, как, например, Кузьмы Петрова-Водкина, Александра Дейнеки, Константина Елисеева, Аминадава Каневского, Константина Рудакова, Антонины Софроновой, Владимира Милашевского, присутствуют листы малоизвестных или вовсе безымянных художников.
Государственный литературный музей,
Вологодская областная картинная галерея,
Историко-архитектурный и художественный музей
«Новый Иерусалим» (г. Истра),
Нижнетагильский государственный музей изобразительных искусств,
Пензенская областная картинная галерея имени
К. А. Савицкого,
Тверская областная картинная галерея,
Ярославский художественный музей,
а также московские коллекционеры.