«Вологодская графика ХХ века»

Кликните для увеличения

 

   Первую экспозицию Вологодская областная картинная галерея открыла в 1954 году. Основу ее собрания составили коллекции Северного кружка любителей изящных искусств (1906 – 1922), собрания вологодских дворянских усадеб, произведения из Государственного музейного фонда. Сегодня здесь хранится около 20 000 произведений отечественного и зарубежного искусства XVI – XX веков. Особенно полно представлена вологодская графика 1900–1980 гг.

   Вологда, наряду с Ярославлем, Пермью, Вяткой, Казанью, входит в число тех немногих региональных культурных центров России, где в течение длительного времени традиционно и целенаправленно развивается графика. В Вологодском крае это было обусловлено многовековым наследием монастырской книжности (Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри), активной издательской и исследовательской деятельностью местных культурных обществ.

   В искусстве первых десятилетий ХХ века особую группу мастеров составили художники, получившие академическое образование в Петербурге и Москве (Ф. Вахрушов, Н. Тусов, Е. Шильниковский, В. Сысоев). Одни из них развивали тенденции передвижничества, другие были более близки в своем творчестве стилистике «Союза русских художников» и «Мира искусства». Возвратившись на родину после учебы в столицах, эти художники часто обращались к изучению, реконструкции и поэтизации мотивов старины Русского Севера.

   Ведущими вологодскими графиками 1920-х годов стали Н. Дмитревский и И. Варакин. Они впервые в крае начали работать в гравюре, наиболее значительной их совместной работой стал альбом линогравюр «Старая Вологда»(1922). Мотивы вологодских древностей переданы в нем в новом для края обобщенно-символистском индивидуальном восприятии. Еще одно направление ранней вологодской графики представлено мастерами, получившими образование уже после революции, сначала в Вологодских государственных свободных художественных мастерских и художественном техникуме, а позднее – в Москве, во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (Ф. Бочков, В. Сигорский, С. Орлов). Их работы в различных техниках станкового рисунка были обращены к современности – здесь и быт периода нэпа, и первые образы индустриальной жизни города. В этих рисунках запечатлена почти не сохранившаяся сегодня Вологда с ее деревянной застройкой, с бытовым укладом тех лет.

   В 1930 – 50-е г.г. развитие графического искусства было приостановлено. Второй и наиболее яркий период его расцвета приходится уже на 1960 – 70-е годы. Ведущее место в вологодской графике этого времени принадлежит эстампу. В лучших произведениях создается лирико-романтический образ современности, очищенный от социальной конъюнктуры и ориентированный на преемственность духовных традиций. Книжный знак – экслибрис, как область графического творчества, также занимал значительное место в творчестве вологодских художников (Г. и Н. Бурмагины, В, Сергеев, А. Наговицын).

   Графика последних десятилетий прошлого века переживала процесс поиска новых образных решений и технических возможностей. Переосмысление и обновление традиций были необходимы для дальнейшего развития этого самобытного искусства. На выставке в «Ковчеге» были представлены более двадцати художников-графиков, многие произведения впервые экспонировались за пределами Вологды.

 
Symbol