Совместный проект галерей «Ковчег» и
ROZA AZORA (Москва, Никитский бульвар, 14)
Вынесенная в название компьютерная опция save as… (сохранить как…) подчеркивает дистанцию между сегодняшним днем и событиями, ставшими поводом экспозиции, продолжающей содружество двух галерей. Проект обращает зрительское внимание ко времени 1940 – 1950-х годов, когда, по сути, решался вопрос о том, останется ли в истории отечественного искусства ХХ века имя художника Константина Истомина (1887–1942).
Художник и педагог, член обществ «Маковец», «4 искусства» и АХР, автор хрестоматийно известной картины «Вузовки» (1933) оказал заметное влияние на несколько поколений мастеров российского изобразительного искусства. Истомин сыграл важную роль в становлении профессионального обучения изобразительному искусству в послереволюционной России. У поколения художников, обучавшихся в Москве в 1920 – 1930-х годах во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, затем – в Московском полиграфическом институте и Московском художественном институте, сложилось почти легендарное представление о «дяде Косте», как звали Истомина ученики.
Сегодня произведения Истомина хранятся во многих музеях, начиная с ГТГ, Русского музея и ГМИИ имени А. С. Пушкина, и вроде бы даже странно предполагать, что когда-то было иначе. «Подтвердили сведения о работах Истомина, - запишет в дневнике 7 декабря 1949 года художник В. Вакидин. – Что они лежат в фондах изо-института, который в их сохранении совсем не заинтересован». Холсты на волне «борьбы с формализмом» в ту пору… раздавали студентам для выполнения на них учебных работ. При участи В. Фаворского, А. Чегодаева и других ценителей живописи Истомина работы мастера удалось из вуза забрать и сохранить.
Художник и педагог, член обществ «Маковец», «4 искусства» и АХР, автор хрестоматийно известной картины «Вузовки» (1933) оказал заметное влияние на несколько поколений мастеров российского изобразительного искусства. Истомин сыграл важную роль в становлении профессионального обучения изобразительному искусству в послереволюционной России. У поколения художников, обучавшихся в Москве в 1920 – 1930-х годах во ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, затем – в Московском полиграфическом институте и Московском художественном институте, сложилось почти легендарное представление о «дяде Косте», как звали Истомина ученики.
Сегодня произведения Истомина хранятся во многих музеях, начиная с ГТГ, Русского музея и ГМИИ имени А. С. Пушкина, и вроде бы даже странно предполагать, что когда-то было иначе. «Подтвердили сведения о работах Истомина, - запишет в дневнике 7 декабря 1949 года художник В. Вакидин. – Что они лежат в фондах изо-института, который в их сохранении совсем не заинтересован». Холсты на волне «борьбы с формализмом» в ту пору… раздавали студентам для выполнения на них учебных работ. При участи В. Фаворского, А. Чегодаева и других ценителей живописи Истомина работы мастера удалось из вуза забрать и сохранить.
Отправляясь в 1941-м вместе с Московским художественным институтом в эвакуацию в Самарканд, Истомин оставил творческий архив своему воспитаннику Леониду Казенину (1897–1965). Ученик стал хранителем, а впоследствии – держателем большей части наследия учителя: в первую очередь, к нему в дом попадали бесхозные холсты и рисунки умершего в эвакуации мастера. Казенин не просто аккумулировал в небольшой квартире на окраине Москвы работы Истомина, но вместе с дочерью Мариной посвятил годы их систематизации и реставрации. «В залах с французской живописью – встреча с Казениным, - запишет Вакидин в дневнике 17 мая 1960 года. – Вновь и настойчиво приглашал приехать посмотреть хранящиеся у него в связи с предстоящей выставкой работы Истомина. И теперь уже не только те, что удалось получить в Суриковском институте, но также и работы, спасенные Савицким…» Первая выставка сохраненных и отреставрированных Казениным истоминских работ открылась в Москве 30 декабря 1960 года. Позднее большинство из них оказалось в российских музеях.
Выставку составили холсты Константина Истомина 1920 – 1930-х годов из казенинского архива, восстановленные уже в наши дни, а также живописные и графические произведения самого Леонида Казенина 1930 – 1950-х годов.
Выставку составили холсты Константина Истомина 1920 – 1930-х годов из казенинского архива, восстановленные уже в наши дни, а также живописные и графические произведения самого Леонида Казенина 1930 – 1950-х годов.