С наступлением 2012 года в обывательском сознании заметно активизировалась тема грядущего Конца Света – по преданию, некогда обещанного цивилизацией майя именно в этот срок, что буквально, вроде бы, зафиксировано в знаменитом каменном календаре. Ожидания прекращения жизни всего человечества, существования планеты Земля и даже Вселенной легко подхватываются средствами массовой информации и банальной молвой. В самом деле, недавняя аномальная летняя жара, извержение исландского вулкана Эйяфьятлайокудль, а в минувшем году – мартовское тихоокеанское землетрясение у берегов Японии, разрушение атомной электростанции «Фукусима-1» и прочие природные катаклизмы, не говоря уж о многочисленных междоусобных войнах, межнациональных конфликтах и просто драках у кинотеатров, могут восприниматься зарницами надвигающейся беды. «Слезайте, граждане, приехали, конец». С другой стороны, ученые из Национального университета Мексики уже выдвинули предположение, что цивилизация майя не предсказывала всемирный коллапс именно в наступившем 2012-м: на этой дате у них просто кончился календарь, рассчитанный на пять тысяч сто двадцать пять лет.
Не втягиваясь в дискуссию о перспективах человечества и не надеясь так быстро и просто покончить с многочисленными начатыми делами, кураторы московской галереи «Ковчег» решили, однако же, проанализировать, каким именно образом если не сам Конец Света, то разнообразные форс-мажорные обстоятельства – пожары, наводнения, извержения вулканов, самоубийства и т.п. - отражены в изобразительном искусстве ХХ и начала XXI столетий. Итогом чего и стала настоящая выставка, продолжающая многолетний цикл ковчеговских экспозиций, посвященных «обинякам» - немагистральным, но всегда присутствующим темам отечественной художественной культуры. В подготовке выставки приняли участие музеи, частные коллекционеры и современные авторы.