Художника Павла Никонова незачем представлять ни профессиональному сообществу, ни зрителям. Его работы давно в главных российских музеях – в том числе, хрестоматийно известная картина «Геологи» в постоянной экспозиции Третьяковки, впервые показанная на легендарно-скандальной выставке к 30-летию Московского союза художников в столичном Манеже в 1962-м. Ставшая знаковой для тогдашнего, только возникавшего оттепельного «сурового стиля» – наряду с «Ремонтниками» Таира Салахова, «Плотогонами» Николая Андронова, «Строителями Братска» Виктора Попкова… Нынешний член Президиума Российской Академии художеств Никонов прочно прописан в истории послевоенного «левого» искусства: благодаря своему давнему участию в группе «Восемь», в компании с Владимиром Вейсбергом, Михаилом Ивановым, Борисом Биргером и другими значительными мастерами.
Его живопись советского времени – пример достойного существования в контексте искусства всепобеждающего социализма. Даже на самых сдержанных по цвету никоновских пейзажах средней полосы России лежит отсвет традиции отечественного сезаннизма, его связи с европейской художественной традицией. Выставки недавних лет показали новаторство «позднего» Никонова, художественным языком которого стала живописная экспрессия – быть может, даже большая, чем в работах предшествовавших периодов.
Но было бы незачем тиражировать ожидания и делать очередную выставку Никонова такой, какой ее заранее можно представить. По крайней мере, это не в традициях галереи «Ковчег», четверть века питающей слабость к разного рода «обинякам». Выступая в опробованном актуальным искусством жанре «примечаний», кураторы галереи попытались собрать экспозицию из не самых известных, однако принципиально важных для понимания творческого пути мастера, произведений Никонова. От малоизвестной акварельной вариации на тему «Геологов» до камерных среднеазиатских пейзажей и натюрмортов середины семидесятых годов ХХ столетия, картины «Пейзаж с космонавтом» (1984), а также живописи последних лет.