«Андрей Ливанов. Человек на войне»

Кликните для увеличения

 

   Юбилей признанного мастера российской книжной иллюстрации Андрея Ливанова (1910–1965) приходится на 14 февраля 2010 года – канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне. Напоминание это неслучайно: известность к Андрею Павловичу Ливанову пришла в результате работы над художественным осмыслением, главным образом, военной прозы Дмитрия Фурманова, Александра Бека, Всеволода Иванова, Михаила Шолохова. Детство художника пришлось на годы гражданской войны, молодость – на период борьбы с немецко-фашистскими захватчиками. В 1938-м Ливанов окончил Московский институт изобразительных искусств (МИИИ), где его главным учителем по классу книжной иллюстрации и станковой гравюры был Владимир Андреевич Фаворский. К осени 1940 года молодой художник отслужил срочную службу, но уже в июне 1941-го ушел добровольцем на фронт. «Срочная служба, затем война, - вспоминал Ливанов. – Сначала на фронте под Москвой, затем в тылу врага, в Белоруссии». Бригада особого назначения, в которой сражался Ливанов, вела арьергардные бои в районе подмосковной Яхромы – минируя дороги и прикрывая отход наших войск в октябре 1941 года (кстати, 7 ноября того же года художник участвовал в легендарном, запечатленном Константином Юоном, военном параде на Красной площади). В феврале 1942-го диверсионный отряд, в котором служил недавний воспитанник Фаворского, перешел линию фронта между Полоцком и Невелем, направляясь в белорусские леса для ведения партизанских действий; Андрей Ливанов был назначен в отряде командиром группы разведки. После тяжелого ранения осенью 1942 года он оказался на лечении в Москве. Ассистент Фаворского Борис Грозевский снабдил художника необходимыми материалами, и после долгого и чрезвычайно насыщенного – в том числе, новым визуальным опытом – перерыва Ливанов смог вернуться к своей мирной профессии. Впрочем, рисунки того времени были впервые показаны только в 1968-м, уже на мемориальной персональной выставке. «В листах Ливанова, и особенно в тех, что относятся к серии «Партизанские тропы», окружающее увидено «человеком на войне», когда возвышающая красота природы не снимает постоянного ощущения опасности. Отсюда напряженность этих работ, которую не раз отмечали видевшие их участники войны, неясная тревога, волнующая нас, казалось бы, в лирических, наполненных светом рисунках», - считал друг художника, известный советский график Виталий Горяев. Некоторые из этих работ Андрея Ливанова включены в небольшую экспозицию в «Ковчеге» - наряду с другими, по преимуществу, черно-белыми, станковыми и, главным образом, книжными произведениями разных лет.

 

 
Symbol