Камерная экспозиция Александра Лабаса (1900–1983) знакомит с акварелями, долгое время «избегавшими» зрителей. Обстоятельства разделили наследие мастера на части. Собрание сына художника, откуда происходят эти листы, долгое время не предназначалось для публичных показов…
Будущий художник родился в Смоленске. С семи лет занимался в художественной студии В. Мушкетова. В 1910 семья переехала в Ригу, а в 1912 – в Москву. Здесь Лабас поступил в Строгановское училище (его преподавателями были Д. Щербиновский, Ф. Федоровский, С. Ноаковский). Параллельно посещал студии Ф. Рерберга и И. Машкова. После революции продолжил образование в Государственных свободных художественных мастерских у П. Кончаловского. В 1919 ушел добровольцем в Красную Армию, был художником 3-й Армии Восточного фронта.
После окончания Гражданской войны Лабас некоторое время преподавал в Государственных художественных мастерских в Екатеринбурге, затем вернулся в Москву. С 1924 по приглашению В. Фаворского преподавал вместе с К. Истоминым живопись во ВХУТЕМАСе, одновременно ведя курс композиции на графическом факультете и цветоведения в физической лаборатории. В том же году он участвовал в организации, а позднее стал членом правления Общества станковистов (ОСТ) вместе с А. Дейнекой, А. Гончаровым, П. Вильямсом, А. Тышлером и др. С середины 1920-х – активный участник художественной жизни. Его произведения многократно показывались на выставках не только в СССР, но и в Европе и Америке, где неизменно привлекали внимание зрителей и прессы. В частности, в 1930 и 1932 произведения Лабаса были экспонированы на Международной выставке искусств в Венеции, в 1931 – на Международной выставке живописи в Питсбурге, Балтиморе, Сент-Луисе (США) и т.д.
На родине после выставки к 15-летию Октябрьской революции (1932) у Лабаса, как и у многих художников его круга, положение становилось все более шатким. Обвинения в формализме влекли изоляцию от выставочной жизни, травлю в печати, проблемы материального порядка. В числе последних крупных работ художника – диорамы и панорамы для советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937) и Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939), а также участие в оформлении ВСХВ (позднее – ВДНХ). Работал в театре над постановками С. Михоэлса и Н. Охлопкова, но главным своим делом считал станковую живопись и графику, которыми занимался до конца жизни.