Выставка открыта в залах Государственного музея А. С. Пушкина
по адресу: ул. Арбат, 55/32
Очередной совместный проект Государственного музея А. С. Пушкина и галереи «Ковчег» посвящен творческому наследию художника Николая Гришина, чья творческая биография, да и вся жизнь, была связана с прежним Арбатом – старой московской улицей, чье название давно стало знаковым для отечественной истории и культуры.
Хорошо известный как иллюстратор, успешно разрабатывавший, в частности, тему научной фантастики задолго до первого полета человека в космос, Николай Гришин считал свои арбатские, написанные с натуры, пейзажи чересчур личными. «В них слишком много меня», - говорил Гришин. Он не только не давал эти работы на выставки, но и коллегам по профессиональному цеху показывал их неохотно.
«Хранившиеся в доме Гришина акварельные работы – своеобразный творческий дневник мастера. Ставя перед собой высокие профессиональные задачи, он писал только то, что было ему близко, что составляло круг его духовных и душевных связей», - вспоминал художник Борис Алимов. В акварельной традиции, восходящей к 1920-м годам, Николай Гришин запечатлел арбатские переулки и уничтоженную ныне Большую Молчановку, подмосковные пейзажи. «Я помню где, когда и как я писал каждую акварель. Главное – как. Каждый раз ты пишешь, как в первый раз в жизни. Это всегда импровизация», - признавался Гришин. Особого мастерства и узнаваемости индивидуального почерка мастер достиг в работах, выполненных черной акварелью; некоторые из них уже демонстрировались в «Ковчеге» в начале 2009 года на выставке «Однокурсники», посвященной группе выпускников Суриковского института. Нынешняя выставка на Арбате представит все этапы станкового творчества Николая Гришина – в том числе, его «фирменные» натюрморты с рыбой, женские образы, городские и сельские пейзажи разных десятилетий.
В 1940-1941 годах Гришин учился на искусствоведческом факультете ИФЛИ (Института философии, литературы и истории). В годы войны из-за плохого зрения его не взяли в армию, и он остался в столице, работая на военном заводе. По окончании Великой Отечественной войны Гришин поступил на третий курс графического факультета Суриковского института. По окончании вуза в 1949-м, получив диплом с отличием, молодой художник быстро оказался в числе востребованных мастеров книжной иллюстрации. Одновременно он продолжал работать и как виртуозный акварелист – по преданию, еще в институтские времена одна из гришинских акварелей украшала кабинет его учителя Сергея Герасимова. Но впервые акварельные произведения Николая Гришина были показаны широкой публике уже после его смерти – в 1989 году в выставочном зале Союза художников. С этой выставки музеи, в том числе Третьяковская галерея и ГМИИ имени А. С. Пушкина, приобрели более сорока работ.
Хорошо известный как иллюстратор, успешно разрабатывавший, в частности, тему научной фантастики задолго до первого полета человека в космос, Николай Гришин считал свои арбатские, написанные с натуры, пейзажи чересчур личными. «В них слишком много меня», - говорил Гришин. Он не только не давал эти работы на выставки, но и коллегам по профессиональному цеху показывал их неохотно.
«Хранившиеся в доме Гришина акварельные работы – своеобразный творческий дневник мастера. Ставя перед собой высокие профессиональные задачи, он писал только то, что было ему близко, что составляло круг его духовных и душевных связей», - вспоминал художник Борис Алимов. В акварельной традиции, восходящей к 1920-м годам, Николай Гришин запечатлел арбатские переулки и уничтоженную ныне Большую Молчановку, подмосковные пейзажи. «Я помню где, когда и как я писал каждую акварель. Главное – как. Каждый раз ты пишешь, как в первый раз в жизни. Это всегда импровизация», - признавался Гришин. Особого мастерства и узнаваемости индивидуального почерка мастер достиг в работах, выполненных черной акварелью; некоторые из них уже демонстрировались в «Ковчеге» в начале 2009 года на выставке «Однокурсники», посвященной группе выпускников Суриковского института. Нынешняя выставка на Арбате представит все этапы станкового творчества Николая Гришина – в том числе, его «фирменные» натюрморты с рыбой, женские образы, городские и сельские пейзажи разных десятилетий.
В 1940-1941 годах Гришин учился на искусствоведческом факультете ИФЛИ (Института философии, литературы и истории). В годы войны из-за плохого зрения его не взяли в армию, и он остался в столице, работая на военном заводе. По окончании Великой Отечественной войны Гришин поступил на третий курс графического факультета Суриковского института. По окончании вуза в 1949-м, получив диплом с отличием, молодой художник быстро оказался в числе востребованных мастеров книжной иллюстрации. Одновременно он продолжал работать и как виртуозный акварелист – по преданию, еще в институтские времена одна из гришинских акварелей украшала кабинет его учителя Сергея Герасимова. Но впервые акварельные произведения Николая Гришина были показаны широкой публике уже после его смерти – в 1989 году в выставочном зале Союза художников. С этой выставки музеи, в том числе Третьяковская галерея и ГМИИ имени А. С. Пушкина, приобрели более сорока работ.