Цикл выставок "Незабытые имена"
   Ольга Вячеславовна Эйгес – художник из плеяды довоенных выпускников Московского института изобразительных искусств (МИИИ). В фундаментальной «Энциклопедии русского авангарда», первые два тома которой были представлены публике на презентации в Третьяковской галерее в октябре 2013 года, о жизни и творчестве Ольги Эйгес сказано лаконично, в нескольких строках. Что вполне объяснимо: на заре своей карьеры она застала лишь излет авангардной эстетики.
   К середине 1930-х учебное заведение, унаследовавшее многие традиции и методы преподавания от легендарных ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа, уже не могло считаться оплотом экспериментального новаторства, однако здесь все еще были сильны установки на высокий профессионализм и творческую оригинальность. В классах МИИИ преподавали Владимир Фаворский, Лев Бруни, Константин Истомин, Павел Павлинов, Александр Дейнека – под руководством последнего Ольга Эйгес получала образование на отделении плаката. Уроки, полученные у Дейнеки, разумеется, не прошли бесследно для дальнейшего творчества, особенно если иметь в виду плакатный жанр как таковой – ему Ольга Вячеславовна оставалась верна долгие годы, работая по заказам то Государственного цирка СССР, то Института санитарного просвещения, то Всесоюзной торговой палаты или издательства «Искусство». Но все же представляется, что куда большее влияние на нее оказали три других наставника – Фаворский, Бруни, Истомин.
   В 1940-е Ольга Эйгес неоднократно трудилась в составе монументальной бригады Фаворского – Бруни, украшавшей станции московского метро, административные здания, санатории, павильоны ВСХВ-ВДНХ. Исполнены были также и многочисленные заказы в области промграфики, оставалась за плечами работа в качестве театрального декоратора. А еще в ее жизни отчетливо присутствовала линия станкового искусства: Ольга Эйгес не оставляла интенсивных занятий живописью и графикой вплоть до середины 1960-х.
   Эти холсты и листы положены в основу нынешней выставки. Здесь можно увидеть ранние, начала 1930-х, рисунки и акварели, созданные еще во время учебы в московском изотехникуме Памяти 1905 года. Весьма плодотворным для Ольги Эйгес был и период обучения в МИИИ (1934 – 1939): от него остались карандашные портреты сокурсников и многочисленные пейзажи, запечатленные в ходе творческих практик на академической даче в Крыму, близ селения Козы. Два года, проведенные в эвакуации в городе Чебоксары Чувашской АССР, оставили след в виде изобразительных материалов на тему будней госпиталя и школы радистов. Послевоенные поездки на море – в Бердянск, Горячий Ключ, Коктебель – также стали немаловажными этапами в творчестве автора. Но особого внимания удостаивались виды Москвы 1950 – 1960-х: Ольга Эйгес увлеченно фиксировала градостроительные перемены и саму атмосферу «оттепельной эпохи».