К 100-летию художника
   Творческий путь этого художника был очень недолгим: уйдя добровольцем в ополчение летом 1941 года, он погиб в боях под Москвой в возрасте 26 лет. Однако его наследие обладает не только мемориальной, но и значительной художественной ценностью.
Работы Никиты Фаворского, начиная с совсем еще детских, выстраиваются в интересный, самодостаточный ряд, демонстрирующий очень раннее профессиональное становление автора и обнаруживающий его несомненный талант рисовальщика. Это было понятно многим еще при жизни художника. Десятилетия спустя его коллега Виктор Эльконин так сформулировал свое видение творческой эволюции младшего товарища по мастерской монументальной живописи: «Трудно даже ощутить ту грань, на которой кончилось творчество замечательно одаренного мальчика и началось искусство столь же одаренного профессионального художника. Это произошло совершенно безболезненно, и в этом, конечно, заслуга семьи и удивительного педагогического такта Фаворского». Имелся в виду Владимир Андреевич Фаворский, отец Никиты, – выдающийся российский художник, преподаватель, теоретик изобразительного искусства.
   Никита не просто рос в художественной среде и в атмосфере творчества – он с малых лет искал собственную дорогу в искусстве, но не с позиций отрицания опыта предыдущих поколений, а как раз с учетом этого опыта. И, разумеется, главным его наставником был отец, хотя он с большим вниманием относился к урокам и других учителей. Например, в Московском художественно-полиграфическом институте, где Никита получал образование с 1932 по 1938, его педагогами были Павел Павлинов, Константин Истомин, Михаил Родионов. Их советы и рекомендации он очень ценил, и все же понятно, что его базовые представления об искусстве были заложены Владимиром Фаворским гораздо раньше – и эволюционировали также не без отцовского участия. Однако оно не довлело собственным поискам Никиты. Среди сокурсников он сразу приобрел особый авторитет, несмотря на то, что был самым младшим из них. В частности, Александра Билль вспоминала: «Его отличало от всех полное невнимание к себе, своей внешности, и большое внимание ко всему, окружавшему его: новой обстановке, новым, совсем другим, чем Никита, людям, на формирование которых знакомство и дружба с Никитой не только наложили отпечаток, но и решили общее направление целого кружка молодежи, для которого Никита стал идеалом и живым примером».
   По состоянию здоровья он не подлежал призыву в армию, однако с началом войны при первой возможности ушел в ополчение. Свой порыв он так объяснял в одном из писем домой: «Я не знаю, что бы я делал сейчас в Москве. Мне кажется, что время сейчас слишком суровое, чтобы делать такое приятное и тонкое дело, как наше искусство. (…) Я, конечно, чувствую себя убежавшим от искусства, но я вижу новые для меня вещи, получаю новые впечатления, много работаю. Думаю, что мне это будет на пользу и как художнику». Но вернуться к занятиям искусством ему было не суждено. Для семьи Фаворских гибель Никиты стала не последней трагедией военных лет: в 1945 в боях за Восточную Пруссию погиб и его младший брат Иван, тоже художник.
   В состав юбилейной экспозиции включены детские рисунки и гравюры Никиты Фаворского, его натурные композиции и портреты студенческих лет, произведения, привезенные им из поездок в Забайкалье, на Кольский полуостров, на Горьковский автозавод. Будут показаны эскизы и гравированные иллюстрации к повести Пушкина «Капитанская дочка» (дипломная работа художника), к армянскому народному эпосу «Давид Сасунский», к калмыцкому эпосу «Джангар». Зрители увидят также результаты работы Никиты Фаворского в деревянной скульптуре.
Произведения для выставки предоставлены семьей художника.