«Догоним и перегоним, или
По сравнению с тринадцатым годом»

Кликните для увеличения

 


    «Было время, процветала в мире наша сторона…» Экономические показатели нашей страны десятилетиями было принято публиковать с победоносным рефреном «по сравнению с тринадцатым годом» - с последним предвоенным, когда мирная и зажиточная дореволюционная Россия достигла своего апогея. За 1913 год было построено около тысячи километров новых железных дорог, 442 депутата заседали в Государственной думе при населении в 161,7 миллионов человек, для которых на отечественных студиях за год было снято три художественных фильма и один – мультипликационный…

   Чаще всего выражение «догоним и перегоним» возникало в словесном обороте в экстремальные моменты российской истории ХХ века и выражало, скорее, мобилизационную установку, но не констатацию надвигающейся неизбежности. Публично опробованное в ленинской статье «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», опубликованной в 1917-м, через одиннадцать лет словосочетание было перефразировано Сталиным: «Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма, нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении». Еще через год словесный оборот, теперь уже для военных нужд, постарался приспособить Михаил Тухачевский, а в 1933-м на очередном партийном пленуме с трибуны прозвучало: «Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически… Погибнуть или на всех парах устремиться вперед. Так поставлен вопрос историей». За три месяца до начала Второй Мировой войны общее собрание Академии наук СССР заслушало доклад академика Евгения Варги «Научные проблемы, вытекающие из задачи догнать и перегнать в экономическом отношении главные капиталистические страны».

   Вновь догонять и перегонять страна взялась уже в послевоенные десятилетия. Обещание Хрущева за три года догнать и перегнать Америку по производству мяса, молока и масла на душу населения прозвучало пятьдесят восемь лет назад, в мае 1957 года. Срок не круглый, но лозунг не потерял актуальности и в эпоху «импортозамещения». Кукурузная лихорадка, молочные рекорды, так называемая «мясная кампания в Рязани» и узбекское «хлопковое дело» чередовались с реальными победами отечественной промышленности и сельского хозяйства: освоением целины, строительством трассы Тайшет – Абакан, запуском первого спутника Земли и полетом первого космонавта, строительством первого атомного ледокола… Все эти события, как и другие многочисленные стремления «догнать и перегнать», не укрылись от взглядов российских художников разных поколений.

   Отображение в искусстве всенародного трудового порыва являлось некогда одним из базовых и настоятельнейших требований социалистического реализма, однако на практике спектр произведений, затрагивавших темы ускоренной индустриализации, механизации сельского хозяйства, научно-технической революции и т.п., нередко выходил, иногда помимо воли авторов, за строгие рамки социального заказа. Да и сами эти рамки с течением лет становились все менее строгими – вплоть до полного и безвозвратного, как представлялось в 1990-е, исчезновения подобного «заказа» со стороны государства. К чему приведут нынешние настроения и тенденции, будет понятно чуть позже, а пока устроители выставки «Догоним и перегоним» оперируют изобразительными материалами из далекого или недавнего прошлого – вплоть до произведений, датированных 2015 годом.

   В экспозиции представлены: Сергей Бальзамов, Гариф Басыров, Борис Голополосов, Роберт Граббе, Татьяна Грушевская, Александр Дашевский, Ольга Дейнеко, Петр Добрынин, Александр Древин, Александр Евтихиев, Александр Житомирский, Константин Истомин, Владимир Козлинский, Алексей Кокорекин, Таисия Короткова, Роман Кузьмин, Александр Лабас, Александр Максимов, Юлия Малинина, Александр Могилевский, Мария Мыслина, Павел Никонов, Павел Отдельнов, Егор Плотников, Александр Поманский, Игорь Поляков, Виктор Попков, Игорь Радоман, Екатерина Раскина, Тамара Рейн, Евгений Русаков, Мария Сафронова, Александр Сорокин, Аркадий Ставровский, Марк Улупов, Никита Фаворский, Дима Филиппов, Карл Фридман, Максим Харлов, Евгений Чарский, Ольга Эйгес, арт-группа crocodilePOWER.

   
 
Symbol