Общепринято относиться к живописи как к изображению на плоскости. Но даже самую традиционную картину маслом на холсте всегда можно воспринять как трехмерный объект – не только из-за толщины подрамника и подогнутых краев полотна, но и в силу технических особенностей нанесения красочного слоя. Именно художники лучше других зрителей замечают 3D-свойства любой живописной поверхности – и нет ничего странного в том, что некоторые из них пробуют «оторваться» от плоскости, преодолеть ее или вовсе проигнорировать. Иногда такие эксперименты заводят предельно далеко и от плоскости, и от живописи, и даже от материальности как таковой.
   Устроители нынешней выставки, оставляя за ее рамками виртуальные, мультимедийные, перформативные и прочие «изводы», берутся представить публике ряд примеров менее радикального «освобождения от плоскости картины». Одним из важнейших критериев при выборе авторов была их принадлежность к живописному или графическому цеху – не отмененная по сей день. Проще говоря, для каждого из них работа с красками, кистями, холстами – это и приобретенная профессия, и основное занятие. А вот «побочным эффектом» стало создание тех самых произведений, которые можно увидеть в экспозиции.
   Их вряд ли можно отнести к разряду скульптуры в привычном ее понимании. Скорее, здесь представлены образцы увлеченности трехмерными формами – без учета принятой искусствоведческой классификации. Предпосылки для их появления могли быть разными: от изготовления игрушек для своих детей или работы с пластически интересными найденными объектами до создания объемных элементов комбинированных произведений и самостоятельной станковой формы. В любом случае, «благородные» материалы вроде бронзы и мрамора у этих авторов не в ходу. Используются обычно дерево, железо, картон, папье-маше, пеноблоки – то есть, дешевые и доступные материалы, которые всегда под рукой или без особого труда добываются. Иногда объемные элементы работы совмещаются с цветовой плоскостью, рисованием на поверхности, или живописные холсты комбинируются в трехмерные сооружения. Чаще всего это своеобразные конструкторы или трансформеры, ведь для них не предполагается постоянного места экспонирования, в отличие от масштабных работ скульпторов, подразумевающих конкретное предназначение. Большую часть времени такие произведения проводят в стеллажах, ожидая редкой оказии, чтобы предстать перед публикой.
   Участники выставочного проекта: Егор Плотников, Галия Садарова, Дмитрий Самодин, Наталья Ситникова, Николай Смирнов, Алексей Спиренков, Ирина Филатова, Максим Харлов, Рустам Шерифзянов