Цикл выставок "Незабытые имена"
   В очередной экспозиции из многолетнего цикла галереи «Ковчег» представлены произведения 1950 – 1970-х годов – рисунки, акварели, монотипии. Круг творческих интересов автора составляли городские и природные пейзажи, жанровые сценки, портреты, натюрморты, анималистика. Весь этот спектр охвачен нынешней персональной выставкой.
   Творческая биография Марии Владимировны Мыслиной прослеживается лишь пунктирно; дошедшие до нас сведения о первой половине ее жизни крайне лаконичны и отрывочны, а произведения 1920 – 1930-х годов, похоже, не сохранились ни в репродукциях, ни на фотографиях. Эти обстоятельства не кажутся удивительными, если принять во внимание годы пребывания автора в сталинских лагерях, жизни на поселении и за 101-м километром, вдали от некогда привычной художественной среды. Да и по возвращении в Москву, даже после официальной реабилитации, Мария Мыслина не сделала сколько-нибудь заметных карьерных успехов, оставаясь до конца дней вполне рядовым членом Московского Союза художников.
   Именно к этому, довольно длительному и последнему периоду творчества, относятся работы, представленные в персональной экспозиции и в настоящем издании. Чтобы стало понятнее, в каких условиях создавались ее почти идиллические рисунки, акварели, темперы и монотипии, процитируем одно из очень немногих письменных свидетельств, характеризующих «второй московский период», – черновик заявления Марии Мыслиной в правление творческого союза, датированный ноябрем 1956 года.
   «В 1937 году, после ареста моего мужа я была тоже репрессирована и прошла, как и многие другие, весь мучительный путь отверженных и оклеветанных людей. Ныне справедливость восстановлена, я реабилитирована и прошу довести до конца этот акт справедливости (...) Сейчас меня приютила мать на площади в девять метров. Я член Союза советских художников, неоднократный участник выставок, как областных, так и московских, мои работы находятся в четырех музеях страны (…) Я не могу работать в существующих условиях. Единственно, что я могу – это поставить в проходе раскладушку на ночь, а я человек пожилой. По существу, мне приходится вести бродяжнический образ жизни (…) Я не имею возможности даже поставить мольберт, у меня нет стола, не говоря уже о прочих, необходимых для моей работы, предметах. Я – коренная москвичка. Может ли быть допустимо, чтобы я, претерпев полный разгром своей жизни, потеряв здоровье, в городе, где я родилась и прожила всю жизнь – осталась на старости лет без крова. После всех испытаний, выпавших на мою долю, хочется покоя и возможности творческой работы – ничего этого я не имею (…) Я прошу вас предоставить мне комнату, в которой я могла бы спокойно жить и творчески работать – это окончательно вернет меня к жизни и даст мне возможность по-настоящему послужить советскому народу своим искусством».
   Нет сомнений, что «служение народу искусством» Мария Мыслина в глубине души понимала несколько иначе, чем тогдашние руководители творческого союза. Ее работы, созданные вне заказа (на выставке и в альбоме таковых подавляющее большинство), вполне подпадали под формулировки вроде «безыдейности» и «мелкотемья». Эта авторская позиция, надо полагать, была выстраданной и совершенно осознанной. Но, повторимся, мы не располагаем сколько-нибудь развернутыми источниками информации, чтобы с уверенностью делать выводы об умонастроениях и побудительных мотивах в творчестве Мыслиной. Ее небольшой персональный фонд хранится в РГАЛИ (Российском государственном архиве литературы и искусства), но он еще долгое время будет закрыт для читателей и исследователей. Ниже мы приводим ту биографическую информацию, которая нам известна.
Биографические сведения о художнике
1901 Мария Владимировна Мыслина родилась в Москве в семье выходцев из крестьян.
Конец 1910-х – начало 1920-х Занималась изобразительным искусством в частных студиях Константина Коровина, Ильи Машкова, Михаила Леблана.
1922 Поступила в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где обучалась непродолжительное время.
С 1926 Посещала студию АХРР (Ассоциации художников революционной России), в 1926 участвовала в VIII выставке АХРР «Жизнь и быт народов СССР», с 1928 по 1931 являлась членом ОМАХР (Объединения молодежи Ассоциации художников революции).
Середина 1920-х – середина 1930-х Работала по договорам с издательствами и рекламными организациями, специализируясь на создании плакатов, книжных иллюстраций, оформлении клубов и праздничных демонстраций.
1937 Муж Марии Мыслиной, художник Владимир Михайлович Каабак, был арестован и вскоре расстрелян. Мыслину репрессировали как члена семьи изменника родины (ЧСИР), отправив в Акмолинское отделение Карлага – АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Позднее она была переведена в женский лагерь, расположенный в поселке Долинское (Долинка) Карагандинской области, где ей с трудом удалось устроиться художником при клубе.
1944 – 1946 Находилась на поселении в г. Чебоксары в Чувашской АССР, вступила в местное отделение Союза советских художников.
1946 – 1955 После освобождения в силу запрета на проживание в крупных городах поселилась в г. Владимире (из анкеты: «снимаю полкомнаты 6 м»), работала оформителем и плакатистом (часто по заказам Владимирского краеведческого музея), сценографом в местном театре.
1955 Смогла вернуться в Москву, поселилась в крохотной комнате (9 кв. м) на ул. Чайковского у своей престарелой матери.
Середина 1950-х – начало 1970-х После ХХ съезда КПСС Мария Мыслина была официально реабилитирована. Зарабатывала на жизнь рисованием почтовых открыток и иллюстрированием детских книг. Параллельно много работала как станковист в технике акварели и монотипии, периодически участвовала в выставках Московского Союза художников. При возможности выбиралась в поездки, чаще всего бывала в Доме творчества в Горячем Ключе (Краснодарский край).
В последние годы была прикована к постели тяжелой болезнью.
1974 Скончалась в Москве, похоронена на Введенском кладбище.