«Татьяна Чурсина. Симптомы»

Кликните для увеличения

 


    Городские телефонные номера выставочных залов на улице Немчинова, где вот уже XXVIII сезон работает галерея «Ковчег», и поликлиники по соседству – чрезвычайно похожи. Вследствие чего вопрос «Алло, это поликлиника?» давно стал привычным для сотрудников галереи. Наконец-то у них появляется возможность ответить на этот вопрос более или менее утвердительно: новый выставочный проект Татьяны Чурсиной почти неизбежно вызовет у зрителя щемящее ощущение монохромной казенной пустоты, так свойственной околоврачебным отчужденным и обезличенным пространствам. Сходная щемящая нота присутствует и в ее пейзажах. Выставка не подводит черту под каким-либо периодом творчества автора и не исчерпывает профессиональных возможностей Татьяны Чурсиной, но является новой, специально задуманной главой, позволяющей автору сосредоточиться на актуальных для него проблемах, «пробуя стенами» свои предположения. Чурсину интересует механизм психологической защиты, при котором человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто это происходит с кем-то посторонним. «Этот механизм полезен, – считает художник, – так как он позволяет человеку защититься от избыточных, непереносимых эмоций, но в случаях чрезмерной активации данного механизма появляются диссоциативные расстройства, размножение личности».

   Термин «диссоциация» был предложен в конце XIX века французским психологом и врачом Пьером Жане, который заметил, что комплекс идей может отщепляться от основной личности и существовать независимо и вне сознания. Речь, таким образом, – о потере собственной идентичности. И зрителю предлагается реагировать на ситуацию, переключаясь между фантомами личности. В работе над своим новым проектом Татьяна Чурсина рискованно берется не только перевести психологические, даже психиатрические, ощущения человека на визуальный язык, но и поделиться такими визуализированными ощущениями со зрителем. В этот раз никакой живописи – только бумага и уголь.

   
 
Symbol