Первые десятилетия российского ХХ века были бурными – как и начало творческой биографии художника Константина Истомина (1887–1942). К середине 1920-х он успел
многое: сменил несколько мест жительства, сидел в тюрьме, учился в Мюнхене в знаменитой
школе Холлоши, освоил «вторую профессию» – артиллериста, прошел Первую мировую и
воевал на фронтах Гражданской войны, служил дипломатом в Армении и деканом основного
отделения ВХУТЕМАСа.Создатель хрестоматийных «Вузовок» (1933), много лет украшающих постоянную
экспозицию Третьяковской галереи, прошел через «измы» начала столетия и
кубофутуристические изломы формы так же, как и многие его коллеги по художественному
цеху.
В коллекциях Русского музея и Третьяковки хранятся несколько его живописных работ
конца 1910-х – начала 1920-х – и это удивительно, если принять во внимание, что Истомин с
1913 по 1921 год находился на военной службе, и отнюдь не в штабной должности. Был
ранен, контужен, отравлен газами, снова ранен, перенес тиф. До живописи ли было. А вот
графики, как, собственно, и бывает в тяжелые времена, сохранилось намного больше. И
работы молодого Истомина, выполненные на бумаге, демонстрируют нам энергичного и
ищущего художника, которого через десяток лет студенты будут называть нежно-
уважительно: «дядя Костя».
   Рваный, со многими перерывами и перемещениями, ритм жизни не всегда позволял
молодому Константину Истомину планомерно работать в искусстве, да и привычки
педантично датировать свои произведения у художника в те годы не было. Невозможно
также судить о полноте дошедшего до наших дней корпуса ранних работ – вследствие чего
даже при воспроизведении в изданиях советского времени датировки многих рисунков и
акварелей не всегда достоверны. По мнению кураторов проекта, не первый год работающих с
обширным архивом мастера, многое из представленного в нынешней экспозиции создавалось
Истоминым ранее, чем это прежде было принято считать. Представленные в «Ковчеге»
произведения уцелели стараниями одного из учеников Истомина, Леонида Александровича
Казенина и его дочери Марины Казениной.