К 100-летию Ирины Евстафьевой
   Ирина Евстафьева – художник во втором поколении. Ее родители – именуемая «русским Марке» участница легендарной группы «Тринадцать» Антонина Софронова и член объединения «Бубновый валет», деятель «пензенского авангарда» Генрих (Андрей) Блюменфельд.
   Работы Блюменфельда – большая редкость, но нынешняя экспозиция «Ковчега» дает возможность увидеть его живописный «Натюрморт. Череп, бумажные лилии» (1918). Уроженец Нью-Йорка и воспитанник Мориса Дени в Париже, сначала ученик Ильи Машкова, а затем и педагог в его московской студии, Блюменфельд познакомился с Антониной Софроновой в 1913, когда она пришла учиться в машковскую студию. Поженились они в 1915. Дочь Ирина родилась в 1917, а в 1920-м Блюменфельд умер от туберкулеза.
   Погружая зрителя в жизнь прежней Москвы, семейная выставка начинается городскими живописными и графическими пейзажами 1920 – 1930-х работы Антонины Софроновой, а также ее живописными портретами дочери Ирины и ее мужа Сергея Евстафьева. Значительную часть выставки составляют произведения Ирины Евстафьевой, к чьему вековому юбилею приурочен проект, осуществленный «Ковчегом» в содружестве с потомками художественной династии. Дочери Софронова «передала свое красивое видение мира и красивое же письмо, что сейчас редкость», – писала позднее в воспоминаниях Татьяна Маврина, другой известный участник группы «Тринадцать».
   Ранние годы жизни Ирины прошли в Орловской губернии в доме ее деда, земского врача. В столице Ирина вместе с матерью оказалась в 1926-м. Жили сначала в мансарде в Большом Афанасьевском переулке, а позднее – в полуподвале на прежней улице Качалова, совсем недалеко от места нынешней выставки. В 1933 – 1937 она училась в художественном техникуме ОГИЗа, подрабатывая – как и многие художники поколения ее родителей, и даже как и сама Софронова – в издательствах ретушером.
   Наиболее ранние произведения Ирины Евстафьевой на нынешней выставке датированы 1960-ми; в ее живописных натюрмортах и портретах отпечатались пластические поиски, актуальные для художников «оттепели». В 1970-е художника увлек образ российской провинции. Многочисленные поездки в Калугу, Суздаль, Вологду привели к созданию обширной серии «Города и городки» – камерной по форматам, но чрезвычайно прочувствованной. Особое место в творчестве художника занимал Звенигород.
   Сегодня произведения Ирины Евстафьевой хранятся в Орловском музее изобразительных искусств, в Национальной картинной галерее Республики Коми (Сыктывкар), Звенигородском историко-архитектурном и художественном музее, Государственном историко-литературном музее-заповеднике А. С. Пушкина (Большие Вяземы), в частных собраниях в Москве и за рубежом.