Выставочный зал редакции журнала «Наше наследие»
   Константин Истомин (1887–1942), автор знаменитых «Вузовок» в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, известен в первую очередь как живописец. Даже его педагогическая деятельность, оставившая заметный след в поколении вхутемасовцев, строилась вокруг этого вида искусства. Профессор живописи, проректор живописного отделения ВХУТЕМАСа, Истомин закрепил за собой звание живописца. Впрочем – вместе со званием «формалиста».
Между тем, рисовал он всегда – и после окончания школы Холлоши в Мюнхене, и в дипломатической командировке в Армению в 1920-м, и во времена написания «Вузовок». Это рисование лишь иногда было подготовительным, «на службе у живописи» - когда художник мучительно и не очень успешно пытался найти композицию для «правильной» тематической работы: на тему восстания румынских крестьян или труда сталеваров. В большинстве же случаев работы Истомина на бумаге предстают самодостаточными и решенными по законам графики. Мы можем убедиться в этом благодаря ученику и товарищу Истомина Леониду Казенину, сыгравшему главную роль в сохранении наследия мастера.
Жанр альбомного рисования в путешествиях известен давно. Первооткрыватели и исследователи использовали его в своих странствиях до изобретения фотографии и после – при отсутствии возможности фотографировать. Художники – для профессиональной тренировки и просто из любви к рисованию. В графическом наследии Константина Истомина есть несколько альбомных циклов, связанных с поездками. Путешествие по реке Каме в 1933 году (это как раз год написания «Вузовок») запечатлено на более чем трех десятках листов горизонтального формата, который соотносится с протяженным, размеренным повествованием о проплывающих мимо берегах. Уже позднее, когда Истомин руководил студенческими практиками в Крыму, оставаясь там по несколько месяцев, он в переписке признавался, что уловить быстро меняющееся состояние морского освещения легче в акварели, чем в живописи, в силу большей скорости оперирования графическими техниками. В камском путешествии, где движение теплохода заставляло пейзаж меняться ежесекундно, эта скорость была еще больше нужна.
Отсюда предпочтение карандашным рисункам, минимализм, беглое и точное схватывание деталей. И вместе с тем – ощущение медитативного, спокойного течения времени, речной глади, плавного движения встречных судов. Контрастом к этой размеренности – несколько рисунков толпы на пристани, смазанные силуэты движущихся людей, как в глазах человека, только что сошедшего с теплохода и еще не адаптировавшегося к суете на суше. А затем – снова речная гладь, пространство, решенное всего несколькими карандашными линиями или полосками цвета. Возможность увидеть истоминское «Путешествие по Каме» полностью у зрителя появится впервые на выставке в «Нашем наследии».