Международный выставочный проект при содействии Посольства Литовской республики в России
Участники двухчастного международного выставочного проекта, состоящего из показов в Москве и Тракае, никогда не злоупотребляли словом «абстракция». И в серии «Портретов без сходства» москвича Валерия Сахатова, и в циклах жившего в Каунасе Вигинтаса Станкуса, посвященных не только портретам людей, но и самым простым бытовым предметам, при желании, действительно, можно обнаружить узнаваемые черты «портретируемых». Но самое главное – для художников и для зрителей – происходит на поверхности живописных работ обоих авторов. Потому, что подлинным содержанием произведений и литовца Станкуса, и россиянина Сахатова является сама их живопись, драгоценная и многодельная обработка холста или деревянного планшета, для которой изображаемый предмет, одушевленный он или нет – лишь повод взяться за кисти и краски.
Разумеется, речь не о живописном произволе или наивном самовыражении. И Сахатов, и Станкус – мастера, прошедшие фундаментальную профессиональную художественную школу и действующие в искусстве осмысленно и последовательно. Вигинтас Станкус окончил Вильнюсскую академию искусств, являлся членом Ассоциации художников Литвы. Валерий Сахатов – выпускник художественно-графического факультета педагогического института в Хабаровске, член Московского союза художников. У обоих за плечами – десятилетия творческой работы, участие в многочисленных выставках и международных художественных ярмарках. Галерея «Ковчег», выступившая инициатором показа двух авторов, творчески близких друг другу, не раз включала их произведения в свои экспозиции.
Идея сопоставления произведений внутренне близких авторов также лежит на поверхности. Отказ от излишней многословности изобразительного языка, в первую очередь, в пользу цвета и живописной фактуры для каждого из представленных художников стал на каком-то этапе творчества осознанным решением. Можно даже рискнуть сказать, что их искусство – особая форма художественного реализма. Не случайно при разглядывании вроде бы беспредметных произведений Валерия Сахатова у зрителя возникают аллюзии, отсылающие к вещам вполне конкретным – то к картографической аэросъемке, то даже к европейской портретной живописи прежних веков. И не менее увлекательно разгадывать живописные ребусы Вигинтаса Станкуса: при внимательном рассмотрении его героями могут оказаться и городской пейзаж, и детский рисунок.