«Состояния Александра Максимова»
   Александр Максимов (1930–1992) – один из самых витальных московских художников 1960–1980-х годов, соединивший в своем творчестве чрезвычайно многое. От живописи до литографии, от абстракции до «стихийного концептуализма». Включенный в изображение текст – одна из отличительных черт искусства Александра Максимова. Но не только это. Не случайно его выставка в залах Третьяковской галереи на Крымском валу в 2005-м, подготовленная музеем совместно с «Ковчегом», называлась «Зигзаги».
   Слово «состояние», вынесенное в название нынешней выставки, применительно к работам художника, занимающегося печатной графикой, имеет несколько значений. Так, например, именуется фиксированная в оттиске стадия работы художника-гравера над доской, с которой печатается изображение; у некоторых авторов известно до двух десятков состояний одной гравюры.
   В то же время, речь может идти и о физиологическом или эмоциональном состоянии человека – а в случае Александра Максимова, тщательно изучавшего не только окружающий мир, но и самого себя, такие состояния часто являлись содержанием работ автора. От простого рассматривания себя (автопортреты «снизу», «сверху», «сзади» и «справа», 1974) к «Я ем неспелую дыню» (1978), и далее до абстрактного изображения «Радостного утра» (1966) или работы «Ветер и снег в лицо» (1961), ощущений («Жжение», 1961) и листов, изображающих «Всплески радости и разочарования» (1961), «Радостное состояние» (1971) или, например, «Мысли разные» (1984). Максимов, внимательно наблюдавший окружающее, воспроизводивший обрывки чужих разговоров в ткани произведений, замечавший, как растягивается рот говорящего и какие у него складки на брюках, следил за собой с тем же интересом исследователя. Благодаря неутомимому наблюдателю, состояния Александра Максимова теперь перед нами в живописи, карандашных рисунках, литографиях и офортах.
   В интервью изданию The Art Newspaper Russia, опубликованном в начале 2018, кураторы галереи «Ковчег» уже анонсировали создание персонального сайта, посвященного автору, с которым «Ковчег» на протяжении всех трех десятилетий его галерейной работы связывали особые отношения. Первое знакомство с Максимовым состоялось в конце 1980-х, при жизни художника, ставшего тогда одним из первых экспонентов новой площадки.
   На разных этапах Александру Максимову довелось переживать разные увлечения – в результате чего его наследие чрезвычайно обширно и разнообразно. Те или иные его фрагменты галерея непременно включает в свои сложносочиненные экспозиции; таких выставок с участием произведений Александра Максимова сегодня насчитывается около полутора десятков. Но даже обширная экспозиция в ГТГ смогла лишь конспективно представить путь этого художника. Теперь о творчестве Максимова будет рассказывать новый сайт alexandermaximov.ru.
   Слово «состояние», вынесенное в название нынешней выставки, применительно к работам художника, занимающегося печатной графикой, имеет несколько значений. Так, например, именуется фиксированная в оттиске стадия работы художника-гравера над доской, с которой печатается изображение; у некоторых авторов известно до двух десятков состояний одной гравюры.
   В то же время, речь может идти и о физиологическом или эмоциональном состоянии человека – а в случае Александра Максимова, тщательно изучавшего не только окружающий мир, но и самого себя, такие состояния часто являлись содержанием работ автора. От простого рассматривания себя (автопортреты «снизу», «сверху», «сзади» и «справа», 1974) к «Я ем неспелую дыню» (1978), и далее до абстрактного изображения «Радостного утра» (1966) или работы «Ветер и снег в лицо» (1961), ощущений («Жжение», 1961) и листов, изображающих «Всплески радости и разочарования» (1961), «Радостное состояние» (1971) или, например, «Мысли разные» (1984). Максимов, внимательно наблюдавший окружающее, воспроизводивший обрывки чужих разговоров в ткани произведений, замечавший, как растягивается рот говорящего и какие у него складки на брюках, следил за собой с тем же интересом исследователя. Благодаря неутомимому наблюдателю, состояния Александра Максимова теперь перед нами в живописи, карандашных рисунках, литографиях и офортах.
   В интервью изданию The Art Newspaper Russia, опубликованном в начале 2018, кураторы галереи «Ковчег» уже анонсировали создание персонального сайта, посвященного автору, с которым «Ковчег» на протяжении всех трех десятилетий его галерейной работы связывали особые отношения. Первое знакомство с Максимовым состоялось в конце 1980-х, при жизни художника, ставшего тогда одним из первых экспонентов новой площадки.
   На разных этапах Александру Максимову довелось переживать разные увлечения – в результате чего его наследие чрезвычайно обширно и разнообразно. Те или иные его фрагменты галерея непременно включает в свои сложносочиненные экспозиции; таких выставок с участием произведений Александра Максимова сегодня насчитывается около полутора десятков. Но даже обширная экспозиция в ГТГ смогла лишь конспективно представить путь этого художника. Теперь о творчестве Максимова будет рассказывать новый сайт alexandermaximov.ru.