Константин Истомин. Море и Лидочка
   Октябрь 2019 для галереи «Ковчег» – «под знаком» Константина Николаевича Истомина (1887–1942). Начав около двенадцати лет назад разбирать и структурировать творческий архив мастера, сохраненный его учеником, последователем и другом Леонидом Казениным, «Ковчег» тогда почти сразу же обратился в Государственную Третьяковскую галерею с предложением о подготовке выставки, расширяющей представление об Истомине не только как об авторе хрестоматийно известной картины «Вузовки» (1933), много лет находящейся в постоянной экспозиции ГТГ. И хотя «Ковчег» уже в 2009-м получил ответ за подписью тогдашнего директора музея: «Мы рады будущему сотрудничеству с галереей «Ковчег» и надеемся, что эта экспозиция позволит по-новому взглянуть на творчество Константина Истомина и открыть в нем новые грани», реализация показа в музейных залах осуществится только сейчас, на десятилетие позднее.
   
В экспозиции, которая занимает третий этаж Инженерного корпуса ГТГ, представлены живописные и графические произведения автора из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки, Тверской областной картинной галереи, галереи «Ковчег» и частных собраний.
Промежуточные итоги работы галереи «Ковчег» с наследием художника приблизительно таковы: в рамках программы «Возвращение Константина Истомина» состоялась одноименная выставка, к которой был издан альбом, посвященный художнику (2008). В галерее «Роза Азора» прошла выставка «Сохранить как…» (2011) об истории сохранения истоминского наследия в доме его ученика и единомышленника Леонида Казенина и его дочери Марины, а в зале журнала «Наше наследие» – показ путевой графики «Константин Истомин. Путешествие по Каме. 1933» (2018). Театральные работы мастера пополнили коллекцию Бахрушинского музея. После выставки «Константин Истомин. Начало» (2016), показанной в самом «Ковчеге», большой корпус наиболее ранней, 1910-1920-х годов, его графики «переселился» в фонды Тверской областной картинной галереи, и часть этих листов в октябре 2019 будет представлена на первой монографической выставке Истомина в ГТГ.
   
Однако любой фундаментальный музейный проект не может исчерпать творческое наследие мастера – особенно, если художник пробовал себя в разных отраслях изобразительного искусства, от театра и книги до станковой живописи и художественной педагогики. А также – если мастер был склонен работать циклами или возвращался к одной и той же теме на протяжении продолжительного времени. Новая выставка в «Ковчеге» вслед за экспозицией Истомина в ГТГ – дополнение к портрету автора знаменитых «Вузовок». Она называется «Море и Лидочка».
Известно, что для фигур обеих «вузовок» художнику позировала одна модель – Лидия, которую Истомин рисовал очень много на протяжении нескольких лет. Ее изображения есть и в других живописных работах, вошедших в музейную выставку. «Ковчег» же покажет самостоятельные графические листы с портретами Лидочки – именно так ее имя часто употребляется в названиях работ, – прояснив таким образом не только образ художника, но и его героини.
   
Другая обширная тема в творчестве Истомина – море. С 1934 он самостоятельно или в качестве руководителя студенческих практик неоднократно приезжал в Восточный Крым. Есть немало живописных морей кисти Истомина, но сам художник признавался, что графика – карандаш и акварель – наиболее адекватный способ изображать живой, постоянно меняющийся морской пейзаж и жизнь на берегу: «Здесь очень много интересных сюжетов – и бытовых, и пейзажных, охватить их хотя бы по характеру или категориям, сериям – в масле – невозможно; особенно трудно с рыбаками и их инвентарем – каждый день что-нибудь новое – или вся «постановка» целиком уносится в море. Писать эти сюжеты маслом совершенно немыслимо».
Основу показа в «Ковчеге» составили акварели и рисунки Истомина, сохранившиеся в доме его ученика и единомышленника Леонида Александровича Казенина (1897–1965).
Выставка «Константин Истомин. Цвет в окне», подготовленная при участии галереи «Ковчег», открыта до 19 января 2020. Место проведения – Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус. Лаврушинский пер., 12, 3 этаж.
    В экспозиции, которая занимает третий этаж Инженерного корпуса ГТГ, представлены живописные и графические произведения автора из коллекций Третьяковской галереи, Русского музея, Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева, Курской государственной картинной галереи им. А.А. Дейнеки, Тверской областной картинной галереи, галереи «Ковчег» и частных собраний.
Промежуточные итоги работы галереи «Ковчег» с наследием художника приблизительно таковы: в рамках программы «Возвращение Константина Истомина» состоялась одноименная выставка, к которой был издан альбом, посвященный художнику (2008). В галерее «Роза Азора» прошла выставка «Сохранить как…» (2011) об истории сохранения истоминского наследия в доме его ученика и единомышленника Леонида Казенина и его дочери Марины, а в зале журнала «Наше наследие» – показ путевой графики «Константин Истомин. Путешествие по Каме. 1933» (2018). Театральные работы мастера пополнили коллекцию Бахрушинского музея. После выставки «Константин Истомин. Начало» (2016), показанной в самом «Ковчеге», большой корпус наиболее ранней, 1910-1920-х годов, его графики «переселился» в фонды Тверской областной картинной галереи, и часть этих листов в октябре 2019 будет представлена на первой монографической выставке Истомина в ГТГ.
    Однако любой фундаментальный музейный проект не может исчерпать творческое наследие мастера – особенно, если художник пробовал себя в разных отраслях изобразительного искусства, от театра и книги до станковой живописи и художественной педагогики. А также – если мастер был склонен работать циклами или возвращался к одной и той же теме на протяжении продолжительного времени. Новая выставка в «Ковчеге» вслед за экспозицией Истомина в ГТГ – дополнение к портрету автора знаменитых «Вузовок». Она называется «Море и Лидочка». Известно, что для фигур обеих «вузовок» художнику позировала одна модель – Лидия, которую Истомин рисовал очень много на протяжении нескольких лет. Ее изображения есть и в других живописных работах, вошедших в музейную выставку. «Ковчег» же покажет самостоятельные графические листы с портретами Лидочки – именно так ее имя часто употребляется в названиях работ, – прояснив таким образом не только образ художника, но и его героини.
    Другая обширная тема в творчестве Истомина – море. С 1934 он самостоятельно или в качестве руководителя студенческих практик неоднократно приезжал в Восточный Крым. Есть немало живописных морей кисти Истомина, но сам художник признавался, что графика – карандаш и акварель – наиболее адекватный способ изображать живой, постоянно меняющийся морской пейзаж и жизнь на берегу: «Здесь очень много интересных сюжетов – и бытовых, и пейзажных, охватить их хотя бы по характеру или категориям, сериям – в масле – невозможно; особенно трудно с рыбаками и их инвентарем – каждый день что-нибудь новое – или вся «постановка» целиком уносится в море. Писать эти сюжеты маслом совершенно немыслимо».
Основу показа в «Ковчеге» составили акварели и рисунки Истомина, сохранившиеся в доме его ученика и единомышленника Леонида Александровича Казенина (1897–1965).
Выставка «Константин Истомин. Цвет в окне», подготовленная при участии галереи «Ковчег», открыта до 19 января 2020. Место проведения – Государственная Третьяковская галерея, Инженерный корпус. Лаврушинский пер., 12, 3 этаж.